Девочка с картинкой Иисуса Христа

Как вы учите ребёнка об Искуплении Иисуса Христа? Это легко. Как вы учите взрослых? Это немного сложнее, но так быть не должно.

Меня попросили провести урок для группы детей в возрасте от пяти до одиннадцати лет на тему Искупления Иисуса Христа — очень сложная для усвоения тема для любого человека. Моей задачей было изучить первую половину писаний, известных как Третий символ веры. Он начинается словами: «Мы верим, что через Искупление Иисуса Христа всё человечество может быть спасено». Это настолько глубокая идея, что теологи и философы спорят на эту тему даже сегодня. Но вот я — простая советница в детском обществе — должна помочь детям понять вопрос, относительно которого даже великие умы не могут придти к согласию.

Я думала, что раз мне поручено это, значит Небесный Отец уверен, что Искупление Иисуса Христа является настолько понятным, что даже самые невинные умы в состоянии его постичь. Соответственно, это возможно сделать. Вызов был брошен.

Я начала урок, рассказав своими словами историю, приведённую в пособии для учителя. «Сегодня мы отправимся на поиски приключений. Представьте, что все мы будем наблюдать за звёздами. Мы возьмём наши куртки, чтобы согреться, и одеяло или два, чтобы на них лечь. Когда мы будем уходить, наши родители скажут: „Подождите! А нам можно пойти? Мы принесём с собой угощение“. Мы позволим им присоединиться к нам и пойдём вниз по улице. Мы увидим нашего епископа, его советников и их семьи. Все хотят к нам присоединиться, и мы отвечаем „да“. Вскоре с нами уже идёт весь приход. Мы находим прекрасное поле, выкладываем наши одеяла и наслаждаемся ночным небом.

Спустя некоторое время мы решаем, что пора идти домой, и наш класс отправляется в обратный путь. Вдруг мы падаем в глубокий ров, тридцать футов глубиной. Все поранились: сломали запястья, лодыжки, набили шишки и получили синяки. Мы зовём на помощь наших родителей. Когда они подходят к краю, то тоже срываются вниз. Мы все зовём епископа и его советников, но и они падают. Вскоре все, кто с нами был, оказываются внизу, и все мы в серьёзной опасности. Мы оглядываемся вокруг и замечаем, что весь ров наполнен людьми: друзьями, незнакомцами и даже людьми со всего мира, и всем больно. Вскоре мы понимаем, что не осталось никого, чтобы нас спасти. Что же нам делать?» (К этому времени маленькие дети уже захвачены историей. Старшие дети пытаются найти способы выбраться из ямы. Но для того, чтобы преподнести урок, мне необходимо отвергнуть все их идеи. В нашей истории не было никакого способа выбраться самостоятельно. Вернёмся к рассказу…) «Когда мы были близки к тому, чтобы потерять всякую надежду, мы увидели силуэт человека, стоящего на краю рва. Он очень хорошо знает этот обрыв. Он знает как себя вести, чтобы не упасть. Он обращается к нам по именам и говорит, что нам не нужно бояться. Он опускает вниз лестницу и спускается сам. Затем он спрашивает у одного из нас, готовы ли мы подняться по лестнице. Первый ребёнок отвечает: „Только не с моей сломанной ногой“. Он говорит „Не переживай“. Он берёт ребёнка на руки и несёт вверх по лестнице. Затем он снова спускается вниз и спрашивает следующего ребёнка, нуждающегося в помощи. Он поднимает его тем же способом. Он повторяет это — вниз по лестнице, вверх по лестнице, снова вниз, снова вверх — для каждого ребёнка. Он спрашивает, нужна ли им помощь, заботится о них, если нужно, или ведёт их на лестницу, если они полагают, что могут совершить подъём самостоятельно. Но он спускается и поднимается снова отдельно для каждого ребёнка. Потом он делает то же самое для родителей, епископа, его советников, прихожан, наших друзей, незнакомых людей, для всех. Не останавливаясь, он ведёт борьбу. Никто не остался во рву.

В какой-то момент во время подъёма вверх по лестнице, наши раны чудесным образом исцелились. Когда он заканчивает спасение всех людей, то поворачивается к нам, и говорит: „Теперь вы можете идти домой“. Мы благодарим его, и все благополучно добираемся до дома.

Я попросила детей рассказать, что они узнали из рассказа. После того как были отброшены ответы типа «Нужно взять с собой фонарик, когда идёшь смотреть на звёзды» от старших мальчиков, мы подошли к сути истории: «Мы поняли, что с лестницей и некоторой помощью одного человека мы все получили возможность вернуться домой».

У детей загорелись глаза, когда они начали улавливать связь между этой историей и Искуплением. Если ребёнок может понять послание об Искуплении Иисуса Христа и ощутить от этого утешение и радость, то зачем усложнять всё для взрослых? Священные Писания наполнены многочисленными рассказами о том, как Божьи люди пытались найти сложные решения, вместо того, чтобы следовать простым советам (Моисей и медный змей, купание Неемана в водах Иордана, рассказ Иакова о евреях, потерявших ориентир). И всё же мы всё ещё совершаем эту основную ошибку — мы забываем о том, что послание Евангелия, наполненное любовью, не было предназначено для того, чтобы с трудом его расшифровывать. Дети знают это — это заложено в них.

«Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (от Луки 18:17).

Пока я готовилась к этому уроку, я остановилась на предложении, определяющем суть истории человека с лестницей. «Мы видели, что с лестницей и некоторой помощью одного человека каждый может получить возможность вернуться домой». Я сравнила его, от слова к слову, с Третьим символом веры и осознала, насколько ясным является это понятие — не только для понимания детей, но так, что может напомнить каждому из нас, почему мы все достойны спасения.

Иисус Христос держит мужчину

Третий символ веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является декларацией и двусторонним заветом. В нём смело провозглашается, что «Мы верим, что через Искупление Иисуса Христа, всё человечество может быть спасено…», у этого символа веры есть также и вторая часть, но поскольку урок для детей был сосредоточен только на первой половине, то в этой статье я сделаю то же самое. Возможно сужение фокуса приведёт к новому пониманию нашей ценности в глазах Спасителя.

Согласно нашей истории, в ров упали все, за исключением одного человека. В жизни то же самое. Мы все недостойны того, чтобы вернуться в наш духовный дом без помощи одного человека. В мире сегодня есть много путаницы относительно того, кто является этим человеком, и какое действие должно обеспечить спасение. Мы утверждаем определенно. Этот человек — Иисус Христос, и акт Искупления — Его страдания, смерть и воскресение.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к отцу, как только через меня» (от Иоанна 14:6).

Нет другого пути к спасению, другого пути обратно к Отцу, другой дороги домой, кроме как через Иисуса Христа. Кто-то может попытаться убедить нас, что есть более, чем один способ, или, что Христос — это не истинный путь. Посредством Третьего символа веры мы провозглашаем, что Он — единственный путь. Мухаммед — это не путь. Будда — это не путь. Ваш любимый спортсмен — это не путь. И ваш любимый политик — это не путь. Ни один из этих людей не обеспечит спасения. Никто их них не победил смерть, грех и страдания. Ни один из этих людей не может устранить последствия неправедной жизни. Только Иисус Христос, через Искупление, делает это возможным. «Ибо, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15:22).

Я хочу поговорить о слове «может» — слове, в котором заложены власть, величие и сила. Я думаю, что оно несёт излишние переживания для людей, которые неправильно понимают его смысл. Некоторые люди видят в нём больше неуверенности, чем власти. В словаре, слово «может» имеет различные значения. Одно, на котором мне хотелось бы остановиться, это «давать разрешение». Когда вы находитесь в зале суда, и судебный исполнитель говорит «Все встают», вы встаёте из уважения к судье. Судья затем говорит: «Можете садиться». Он использует слово «можете», поскольку он выражает разрешение, данное его властью. Судья не имеет в виду «Садитесь, если хотите». Он даёт вам разрешение сидеть в силу своих полномочий в качестве судьи. Таким образом слово «может» — это слово, которое нужно уважать.

Давайте прочитаем первую часть Третьего символа веры с учетом этого определения. «Мы верим, что через Искупление Иисуса Христа всё человечество может быть спасено». Здесь утверждается, что только Иисус Христос имеет власть спасать. Он осуществляет свою власть через Искупление, единственное возможное действие, известное человечеству, которое способно обеспечить спасение. Благодаря Его завету, и через Его божественность, любовь и милосердие, нам позволено вкусить это спасение («может быть спасено»). Наша кровь была очищена благодаря Ему. Третий символ веры чётко определяет Искупление, как единственное действие, имеющее власть спасать, и Иисуса Христа, как единственного человека, наделённого властью, чтобы осуществить его. Это как если бы Иисус Христос стоял в зале суда и говорил: «Можете быть спасены», то есть «Я разрешаю вам быть спасенными». И это разрешение Он даёт всем (всему человечеству). Это завет, который Он заключил с каждым из нас ещё до того, как мы родились.

«Да, она может забыть, однако не забуду Я тебя, о дом Израилев. Вот, Я начертал тебя на ладонях Моих; стены твои непрестанно предо Мной» (1 Неф 21:15-16).

Христос обязан соблюдать завет, который Он заключил прежде, чем мы были рождены. Когда Небесный Отец спросил: «Кого Мне послать?», Христос добровольно предложил Себя. Ещё до начала мира Он вступил в завет, что станет нашим Спасителем, что Он в полной мере совершит акт Искупления, чтобы мы могли вернуться домой. Он сделал это потому, что Он любит нас — мы достойны любви. Мы достойны спасения. Думать иначе, значит строить догадки относительно Искупления — думать, будто мы знаем лучше, чем Он. Думать, что возможно Его страдание было не полным, потому, что мы этого не достойны.

Мы не должны попасть в ловушку, допуская мысль, что участие Христа в спасении условно — что Он может отменить Свою часть соглашения. Это противоречит Его природе и дискредитирует Его роль в заключенном с нами завете. Мы не должны думать, что Он может просто изменить Своё мнение, как ненадежный друг, если мы не живём по установленным им требованиям, которым в полной мере может соответствовать только Он. Это опасные мысли, которые могут заставить человека чувствовать, что он никогда не будет достаточно хорош, и потому не достоин спасения. Именно любовь Христа делает нас достойными. Своим Искуплением Он заплатил за нашу свободу. Приветствуя нас на небесах, Он единственный, кто скажет, даруя разрешение с властью: «Ты можешь войти».

Было восхитительно видеть горящие глаза детей, когда они начали понимать смысл истории. Искупление Христа похоже на действия человека с лестницей, который помог каждому из них, одному за другим, вылезти из рва. В какой-то момент на протяжении нашего пути мы, взрослые, забываем, что лестница протянута к каждому из нас, каждую неделю, когда мы принимаем причастие и снова становимся чистыми. Если ребёнок способен понять удивительно простой характер милосердия Христа, то сможем и мы. В Третьем символе веры изложен завет — это двустороннее обещание. Первая часть — это обещание Христа. Это Его обязательство. Он искупил нас, преодолев смерть, грех, печаль и боль. Он никогда не откажется от Своего завета. Посвятите неделю тому, чтобы обдумать всё величину этой любви — любви, которую Он испытывает по отношению к нам. Вдумайтесь не сомневаясь, отвергнув всякие оговорки. Верьте в это, потому, что это так.

Автор: Нанет Онилл