нагрудник-провидческие-камниПровидческие камени содействуют в суждении, обучении и переводе с других языков. В Библии провидческие камни использовались в основном для суждения, а в Книге Мормона — для перевода с других языков. Провидческие камни могли использоваться только призванными Богом провидцами и действовали с помощью силы Божьей. Они обещаны каждому, кто станет сонаследником Христу и получит возвышение. Он передает знания от Бога.

В Откровении Иоанна Богослова 2:17 говорится:

Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквям: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает кроме того, кто получает.

В Откровении не дается дальнейшего объяснения о том, как использовать этот камень, но становится ясно, что он дается тем, кто получает возвышение и становится сонаследниками Христу. Более подробное объяснение дается в Учении и Заветах, 130:10, 11:

И тогда белый камень, упомянутый в Откровении 2:17, станет Уримом и Туммимом для каждого человека, получившего его, посредством которого то, что принадлежит к царствам высшего порядка, будет открыто;

И каждому из тех, кто вступают в Целестиальное Царство, дается белый камень с написанным на нем новым именем, которого никто не знает, кроме того, кто его получает. Новое имя является словом-ключом.

аарон-пророк-провидецИз Учения и Заветов мы узнаем, что белый камень — это провидческий камень, с помощью которого на небесах мы сможем научиться тому, что невозможно воспринять без камня. Камень сравнивается с Уримом и Туммимом, что означает «свет и совершенство». Урим и Туммим упоминаются в Библии. Два камня, расположенные в форме полумесяца, были помещены на нагрудник Аарона.

В Библии, в 1-й книге Царств, описываются три вида духовного общения с Богом: 1) сны и видения; 2) через пророков; 3) через Урим и Туммим.

Урим и Туммим могли обеспечить близкое к откровению видение человеку, который был уполномочен к их использованию для того, чтобы передать откровение просителю. Скорее всего они были важны для того, чтобы Аарон мог совершать суд над Израилем. Успешно использовать их можно было только в том случае, если человек был наделен Духом Божьим и получил Его одобрение. Руководствуясь анализом Ветхого Завета, иудейские исследователи считают, что провидческие камни либо пропали, либо перестали функционировать после того как примерно в 585 году до н. э. первый храм был разрушен Вавилоном.

Провидческие камни для перевода с незнакомых языков

Урим и Туммим также использовали для перевода с незнакомых языков, как об этом упоминается в Книге Мормона. Во владении Нефийцев находился большой покрытый надписями камень и двадцать четыре металлические пластины, также с надписями, которые были остатком более древней и вымершей цивилизации Иаредийцев. Никто не мог их прочитать, пока камень и пластины не принесли царю Мосии, бывшему в то время их пророком и провидцем. Мосия перевел пластины, используя Урим и Туммим, которые Нефийцы называли «истолкователями».

мосия-перевод-провидецИ предметы те называются истолкователями; и никто не может смотреть в них, если ему не дано повеления, дабы не искал он того, чего ему не следует, и не погиб. И всякий, кому дано повеление смотреть в них, называется провидцем (Мосия 8:13).

Но провидец может знать о том, что было, а также о том, что будет; и через них все будет открыто, или, вернее, тайное будет сделано явным, и скрытое выйдет на свет; и то, что неизвестно, будет открыто через них, а также с их помощью будет открыто то, что иначе не могло бы стать известным.

Таким образом Бог предоставил средство, чтобы человек через веру мог совершать великие чудеса; а потому он становится великим благом для своих ближних.

И вот, когда Аммон закончил изрекать эти слова, царь возрадовался чрезвычайно и воздал благодарение Богу, говоря: Несомненно, в этих листах содержится великая тайна, и эти истолкователи, несомненно, были уготованы для того, чтобы открывать все такие тайны детям человеческим (Мосия 8:17-19).

На пластинах была выгравирована история Иаредийцев, которые с помощью Бога приплыли от Вавилонской башни на Американский континент. Они стали нечестивыми, и их общество погрязло в организованной преступности, которую они называли «тайными заговорами», так как основу этих криминальных синдикатов составляли клятвы, чьим автором был сатана, и которые держались в секрете от праведных.

золотые-листы-книга-мормонаЭто летописи, вместе с летописью Нефийцев, передавались от пророка к пророку. Впоследствии, пророку Алме, а затем и Мормону, потребовалось изъять части, которые могли подтолкнуть людей к заключению таких клятв. Мормон сохранил достойные внимания иаредийские летописи и сами истолкователи.

А потому Господь повелел мне записать увиденное; и я записал. И Он повелел мне, чтобы я запечатал это; и Он повелел также, чтобы я запечатал истолкование этого; и потому я запечатал истолкователи, согласно повелению Господа (от лица Мормона в Ефер 4:5).

Когда Ангел Мороний привел Джозефа Смита к месту, где были спрятаны пластины, которым в будущем предстояло стать Книгой Мормона, «истолкователи» — Урим и Туммим — находились вместе с пластинами. Пока Джозеф Смит переводил Книгу Мормона, в какие-то моменты он полагался на истолкователи. В начале он не называл их Уримом и Туммимом. Но согласно древнему описанию Урима и Туммима, один камень показывал перевод слова, а другой его значение.

Мать Джозефа, Люси Мак Смит, описывала камни как гладкие, похожие на треугольные алмазы. Но у Джозефа Смита был также и провидческий камень — момент, который вызывает сомнения у противников религии.

Почему у Джозефа Смита уже был провидческий камень?

Провидческие камни (которые в основном использовались для нахождения вещей) и прорицательские жезлы (которые использовались для нахождения воды под землей) были чем-то весьма обычным среди простого народа во многих странах. Казалось, в каждой деревне было несколько человек, обладавших особым даром, позволявшим им приводить их в действие. В Пальмире, Нью-Йорк, в юношеские годы Джозефа Смита, была группа людей, которые были известны своей способностью использовать провидческие камни. Самой известной из них была Сэлли Чейс. Предметы, применявшиеся для прорицания, также использовались для выполнения работы Господа еще с библейских времен.

Не забывайте о том, что на момент Первого Видения Джозеф Смит был очень молодым – ему было всего четырнадцать лет. Существует множество причин того, почему Джозефа Смита тянуло к подобным вещам, и далеко не последнюю роль мог сыграть врожденный дар, который удивительным образом был реализован в последующие годы. Возможно, что тогда Джозеф был более восприимчив к своему духовному опыту именно благодаря тому, что дар прорицания принимался его культурой.

Не следует забывать и о том, что несмотря на то, что общество в то время принимало фольклорную магию, его культура была сугубо Христианской. Многие люди того времени, даже высокообразованные, не видели проблемы в сочетании Христианской религии и суеверий, многие из которых считали «божественными дарами» (См. Майкл Эш, Синдром подорванной веры, стр. 282).

Первый провидческий камень Джозеф Смит, скорее всего, позаимствовал у Сэлли Чейс. Во-первых, он был очарован и притянут к этому камню, и во-вторых, она доверила его Джозефу. Он смог использовать его для того, чтобы найти свой собственный камень (или даже два).

джозеф-смит-мороний-золотые-листыДжозеф обладал даром, что было замечено другими, и его нанимали для того, чтобы с помощью своего дара находить потерянные вещи и даже клады. Существуют доказательства того, что после того как Ангел Мороний описал холм, в котором были закопаны золотые листы, видение о холме и месторасположении листов было открыто через провидческий камень:

У меня состоялся разговор с [Джозефом], и я спросил его о том, где он нашел их [листы] и как узнал о их местонахождении. Он сказал, что Бог в откровении назвал место на холме, где они были сокрыты, и что он посмотрел в свой провидческий камень и увидел их (заявление Генри Хэрриса в книге И. Д. Хоу Мормонизм: свет пролит, 1833 г.).

Когда Джозефу было наконец-то позволено забрать листы, он был заинтригован истолкователями. Он неоднократно говорил Джозефу Найту: «Я могу увидеть все, что угодно. Это удивительно» (процит. в книге Леонарда Дж. Аррингтона и Дэйвис Биттон Святые без ореолов: человеческая сторона мормонской истории, Солт-Лейк-Сити, Signature Books, 1981 г.).

Сочетание христианской религии и веры в фольклорное прорицательство ярко проявляется в истории Уилларда Чейса, которую можно найти в книге Майкла Эша Синдром подорванной веры.

Уиллард Чейс, лидер методистов и один из бывших партнеров Джозефа в кладоискательстве, был вне себя, когда узнал, что в руки Джозефа попали некие золотые листы. Он и его приятели считали, что как бывшим партнерам им причитается часть добычи. В конце концов, Чейс и еще около десятка мужчин отправились за 60-70 миль для того, чтобы встретиться с неким баптистским священником, который, как предполагалось, обладал даром прорицательства. Их план заключался в том, чтобы найти то место, где Джозеф спрятал листы. Позднее, после того как Джозеф перепрятал листы в магазинчике своего отца, расположенном через дорогу от его дома, Чейс и его друзья привели с собой сестру Чейса, которая использовала зеленый камень, чтобы определить местонахождение листов (и почти их нашла).

провидческие-камни-урим-туммимОбучение, которое в течение четырех лет проводил с Джозефом Ангел Мороний, как оказалось, помогло ему отделить истинную религию от фольклора. По словам Мартина Харриса, Ангел наставил Джозефа не общаться с кладоискателями, а в небесном видении Джозефу была показана разница между получением наставлений в виде откровений с помощью этого прибора и просто «подглядыванием».

В цитате Алвы Хэйла говорится о том, как Джозеф Смит научился строка по строке, поучение за поучением разнице между религией и магией:

Джозеф сказал ему, что «дар видеть с помощью камня» — это «дар Божий», и что «подглядывание» просто нелепость; он был обманут в своем влечении к кладоискательству, но не хотел обманывать других. К этому времени Джозеф, очевидно, чувствовал, что «смотреть» в камень было работой провидца, религиозным термином, тогда как «подглядывать» было жульничеством (Ричард Бушман, процит. Майклом Эшем).

Иногда Джозеф использовал для перевода свой собственный провидческий камень

джозеф-смит-перевод-книга-мормонаНесмотря на то, что у него было нефийские истолкователи, Джозеф Смит часто использовал провидческий камень.

Однажды Мартин нашел камень, очень похожий на провидческий камень, который Джозеф иногда использовал вместо истолкователей, и положил его на место настоящего, не сказав Пророку. Когда они возобновили перевод, Джозеф надолго замолчал и затем воскликнул: «Мартин, в чем дело, все темное как ночь». После этого Мартин признался в том, что хотел «закрыть рты глупцам», которые сказали ему, что Пророк запоминает и потом повторяет предложения.

Как кажется, Джозеф тоже иногда вынимал нефийские камни из оправ, которые держали их как очки, и использовал их по отдельности. Иногда, пока Джозеф переводил 116 страниц с Мартином Харрисом, он «для удобства» использовал свой белый провидческий камень; впоследствии свидетели подтвердили, что он также использовал коричневый провидческий камень.

Мормонские художники изображают перевод Книги Мормона по-своему, и критики задаются вопросом о том, почему в мормонском искусстве нет изображения Пророка, уткнувшегося лицом в свой головной убор. Но у художников свои правила. Они могут изображать исторические события так, как считают нужным.

Джозеф Смит стал провидцем, которому не требовались провидческие камни

перевод-книга-мормона-джозеф-смитПосле июня 1829 года Джозеф больше не использовал истолкователи или провидческие камни, будь то для перевода или для получения откровения.

После своего крещения, получения Святого Духа и посвящения в священство Мелхиседеково, казалось, что для Джозефа отпала необходимость прибегать к помощи камней (Марк Ашурст-Макги, Путь к пророчеству: Джозеф Смит-младший как деревенский провидец и иудейско-христианский пророк, [кандидатская диссертация, университет Юты, Логан, Юта, 2000 г.], сс. 334-337).

Благодаря божественному обучению, он научился получать непосредственное откровение — Господь, «строка по строке», уводил его (окруженного верой в пророчество и предвидение) к более яркому свету, знанию и силе. Эта точка зрения подтверждается Орсоном Праттом, который наблюдал перевод Нового Завета и задавался вопросом о том, почему больше не используются провидческие камни/истолкователи:

Пока эта мысль пронеслась в голове говорящего, Джозеф, как будто прочитав его мысли, взглянул на него и объяснил, что Господь дал ему Урим и Туммим, когда у него не было опыта с Духом вдохновения. Но сейчас он настолько продвинулся, что понимал все проявления этого Духа и не нуждался в помощи прибора (Орсон Пратт, Лекции в Бригам-Сити, 27 июня 1874 г., процит. в лекции Орсона Пратта, Двухдневная встреча в Бригам-Сити, Millennial Star (11 августа 1874 г.), сс. 498–499).

Где сейчас провидческие камни?

После потери 116 страниц нефийские истолкователи были взяты обратно Моронием, и вновь увидеть их довелось только трем свидетелям. Один из провидческих камней находился у Оливера Каудери, и сейчас этот, а также другой камень, возможно, находятся у Первого Президентства Церкви (Марк Ашурст-Макги, Путь к пророчеству: Джозеф Смит-младший как деревенский провидец и иудейско-христианский пророк, [кандидатская диссертация, университет Юты, Логан, Юта, 2000 г.], стр. 230).

Почему использование провидческого камня в головном уборе Джозефа опровергает обвинения в плагиате?

В самом начале Джозеф использовал для перевода истолкователи (что было затруднительно, так как два камня были расположены с большим промежутком друг от друга). Их забрал Мороний после потери 116 страниц, и Джозефу пришлось полагаться на провидческие камни.

провидческие-камни-джозеф-смитКогда Джозеф использовал истолкователи, между ним и его писцом находилась занавесь, в которой не было необходимости, когда камень находился в головном уборе Джозефа. Тогда писцы видели, что Джозеф не использует ничего кроме пластин, и что у него нет книг, из которых он копирует материал. Все делалось в открытую.

Джозеф сидел у всех на виду и диктовал текст Книги Мормона Оливеру, при этом глядя на истолкователь, помещенный в его головной убор. Теперь, вместо «Джозефа-плагиатора», тем, кто хочет предоставить альтернативное объяснение перевода, придется заменить его на «Джозефа-плагиатора с фотографической памятью». Это особенно значимо в случае с библейскими отрывками, которые содержатся в Книге Мормона, и которые повторяют текстовую структуру Библии. Никто не видел, чтобы Джозеф сверялся с Библией, когда он диктовал текст Книги Мормона. Следовательно, стоит предположить, что Джозеф либо сверялся с Библией, когда его никто не видел, и запоминал текст, либо согласиться с тем, что текст давался ему по мере диктовки.

Сегодня мы ищем большего, чем нам на самом деле нужно… если нам более интересны физические размеры креста, чем то, что сделал Иисус, или когда мы пренебрегаем словами Алмы, сказанными им о вере, потому что мы слишком заинтригованы заслоняющим свет головным убором, который Джозеф Смит использовал при переводе Книги Мормона. Пренебрегать сущностью, при этом сосредоточившись на процессе — еще одно проявление того, когда мы ищем большего, чем нужно (Нил А. Максвел, «Не Моя воля»).