В этом отрывке из своей книги «Строка за строкой» Роберт Л. Миллет исследует опыт, пережитый пророком Джозефом Смитом вместе с его писцом Сиднеем Ригдоном, когда они получили одно из самых удивительных откровений от Бога — видение о степенях славы.

Видение степеней славы

В некотором смысле, видение о славах состоит из шести видений, и мы рассмотрим вкратце каждое из них.

Видение 1: слава Сына

Первое видение закладывает в двух слова фундамент для того, что последует дальше, показывая вещи в перспективе в отношении Искупления и спасения, а именно, что спасение — во Христе и приходит через пролитие Его крови и Его величественное возвышение к новой жизни в воскресении. Итак, переводчики в видении «лицезрели славу Сына по правую руку Отца и получили от полноты Его; И видели святых ангелов и тех, кто освящены перед престолом Его, поклонявшихся Богу и Агнцу, поклоняющихся Ему во веки веков» (Учение и Заветы 76: 20-21).

Кроме того Иоанн Богослов так писал об Искупителе:

«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откровение 5: 11-12).

Пророк и его писец свидетельствовали об Искупителе красочным языком:

«И ныне, после многих свидетельств, которые были даны о Нем, это последнее из всех свидетельств, которое мы даем о Нем, — что Он жив! Ибо мы видели Его по правую руку Бога; и мы слышали голос, свидетельствовавший, что Он есть Единородный от Отца — Что Им, через Него и от Него миры есть и были сотворены, и жители их — сыны и дочери, рожденные Богу» (Учение и Заветы 76: 22-24).

Действительно, свидетельство Иисуса — это дух пророчества (Откровение 19: 10), и все святые пророки, с самого начала, свидетельствовали о Том, Кто призвал и послал их (Деяния 10:43; От Иакова 4: 4, 7: 11; Мосия 13: 33).

Кроме того, свидетельство Сиднея и Джозефа содержит очень важное учение. С одной стороны, их свидетельство подтверждает бремя Писаний, — о том, что Господь есть Христос, что Он был и есть Творец миров без конца (Моисей 1: 337: 30; Ефесянам 3: 9; Евреям 1: 1-2). Это подтверждает также бесконечную и вечную природу Искупления. Все, что наш Господь и Учитель создает, Он искупает. То есть, Его искупительные труды выходят за пределы нашей земли (Моисей 1: 32-35). В 1843 году Пророк Джозеф Смит поэтично писал об этом видении. Стихи 22-24 в Учении и Заветах 76 следует читать следующим образом:

«И теперь, после всех доказательств о Нем, истинных свидетельств от тех, кто знал Его, это мое, последнее из всех, что Он живет; да, Он живет! И сидит одесную Бога, на престоле Его.

И услышал я громкий голос, свидетельствующий с Небес о том, что Он Спаситель и Единородный от Бога — Он, от Него и через Него миры были сотворены, даже вся работа на небесах настолько обширна, и жители их, от первого до последнего, также сохранены нашим Спасителем; и, конечно, мы дочери и сыновья Божии, с теми же истинами и теми же силами».

Или, как позже отметил Апостол и Президент Рассел М. Нельсон: «Милость Искупления простирается не только к бесконечному числу людей, но и к бесконечному числу миров, созданных Им».

Видение 2: падение Люцифера

Пророк Джозеф и его писец получили подтверждение жизненно важного элемента Плана спасения — природы оппозиции через сатану и сатанинские влияния. Люцифер описан в видении, как «который был у власти в присутствии Бога» (Учение и Заветы 76: 25), который восстал против Отца и Сына на предземном совете на небесах, став таким образом известен, как погибель, т. е. «погибель» или «разрушение». Потому что он действительно был духовным сыном Бога, «сыном зари» (Учение и Заветы 76: 26), Небеса оплакивали его отступничество. Он хотел получить престол Отца и предложил спасти всех сыновей и дочерей Бога, восстав таким образом против плана Отца (Моисей 4: 1-4). «На Небесах произошел раздор: Иисус сказал, что некоторые души не спасутся; а сатана объявил, что спасет всех, и раскрыл свои планы перед Великим советом, но совет отдал голоса Иисусу Христу. Поэтому сатана поднял восстание против Бога и был низвергнут — вместе со всеми, кто последовал за ним».

Поэтому Люцифер стал самым врагом Бога и всей правды: «А потому, он ведет войну со Святыми Божьими и со всех сторон окружает их» (Учение и Заветы 76: 29).

Видение 3: Сыны погибели

Джозефу и Сиднею было позволено увидеть тех, кто получает свет, истину и откровения небес, и кто потом сознательно выбирают отрицать свет и бросают вызов Богу и Его работе. Это сыновья погибели, «сосуды гнева, обреченные подвергаться гневу Божьему в вечности, вместе с дьяволом и ангелами его» (Учение и Заветы 76: 33). Истинно, «невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием» (Евреям 6: 4-6; сравните с 10: 26-29).

«Что же должен сделать человек, чтобы совершить непростительный грех? — спрашивал провидец Джозеф в проповеди Кинга Фоллетта. — Он должен получить Святого Духа, Небеса должны открыться для него, и он должен познать Бога, а затем согрешить против Него. Когда человек согрешает против Святого Духа, для него нет покаяния.

Он будет утверждать, что солнце не сияет, хотя видит его свет; он будет отрицать Иисуса Христа, хотя Небеса были открыты для него; отрицать план спасения, хотя глазам его открыта его истинность; и с этого момента он становится врагом… Вы не можете спасти таких людей; вы не можете привести их к покаянию; они затевают открытую войну, подобно дьяволу, и последствия этого будут ужасны».

Все сыновья и дочери Адама и Евы восстанут из могил при воскресении, в том числе и сыны погибели (Учение и Заветы 88: 32). Сыны погибели виновны в непростительном грехе (Алма 39: 6) — грехе, который не покрывается даже Искуплением Христа, грехе, при котором никакое количество личных страданий не может исправить совершенную неправду. Для них нет прощения, ни здесь, ни в будущем, «ибо они, отрекшись от Святого Духа после того, как приняли Его, и отрекшись от Единородного Сына от Отца, тем самым распяли Его в себе и предали Его открытому посрамлению» (Учение и Заветы 76: 34-35) — они виновны в пролитии невинной крови, то есть крови невинного Христа.

«Хула на Духа Святого, — как свидетельствует последующее откровение, — которая не будет прощена ни в этом мире, ни вне его, состоит в том, что вы совершаете убийство, проливая невинную кровь, и соглашаетесь на Мою смерть после того, как вы получили Мой новый и вечный завет, — речет Господь Бог» (Учение и Заветы 132: 27). Сынами погибели являются те, кто претерпит вторую духовную смерть и окончательное изгнание из присутствия Бога. После того, как они воскреснут и предстанут перед Богом на суд (2 Нефий 9: 15), они пойдут в Царство без славы.

В самой сердцевине этой мрачной сцены Господь дает одно из самых красивых определений Евангелия Иисуса Христа: «благовестие» о том, что «Он пришел в мир, Сам Иисус, чтобы быть преданным распятию за этот мир, нести на Себе грехи мира и освятить мир, и очистить его от всей неправедности. Дабы через Него могли быть спасены все, кого Отец отдал во власть Ему и через Него сотворил; Он, Который прославляет Отца и спасает все творения рук Его, кроме тех сынов погибели, которые отвергают Сына после того, как Отец явил Его» (Учение и Заветы 76: 40-43).

Это третье видение заканчивается отрезвляющим напоминанием о том, что о судьбе сынов погибели нам ничего не было открыто (Учение и Заветы 76: 45-48). В 1833 году Пророк Джозеф объяснил:

«Господь никогда уполномочил [отдельных лиц] говорить о том, что дьявол, его ангелы, или сыны погибели когда-либо должны быть восстановлены; их состояние судьбы не было открыто человеку, не открывается сейчас и не должно быть явлено, за исключением тех, кто становится их сопричастниками: поэтому те, кто учит этому учению, не получили его от Духа Господня. Истинно объявил брат Оливер, что это учение дьяволов».

Видение 4: Целестиальная слава

Потом Пророк и Сидней получили знание о чем-то противоположном: их внимание переключилось от тех, кто не унаследует никакой славы, к тем, кто наследуют самую высшую. Они видели славы Целестиального Царства и дали всеобъемлющее описание тех, кто населяет их. Они свидетельствовали о тех, кто восстанет в «воскресение праведных» (Учение и Заветы 76: 50), что мы называем первым воскресением (Мосия 15: 21-25), то есть воскресением целестиальных и террестриальных людей. Целестиальные души — это те, кто получает свидетельство об Иисусе и принимает условия завета Евангелия. Они «были крещены по образу Его погребения» и получили дар Святого Духа, тем самым будучи «очищены от всех грехов своих» (Учение и Заветы 76: 51-52).

Те, кто наследует целестиальную славу, «преодолевают верой» (Учение и Заветы 76: 53), они научились «противостоять искушению дьявола своей верой в Господа Иисуса Христа» (Алма 37: 33). Oни преодолевают мир, оставляя суету и плотские привычки и отдавая себя Господу и Его работе. Они «запечатаны Святым Духом обетования, Которого Отец изливает на всех праведных и верных» (Учение и Заветы 76: 53).

Святой Дух обетования является Святым Духом — тем Святым Духом, который был обещан Святым. Так как «Утешитель знает все» (Учение и Заветы 42: 17; Моисей 6: 61), Святой Дух способен находить души людей, чтобы определить, насколько они, на самом деле, обращают свои сердца к Богу и насколько являются «праведными и верными» (Учение и Заветы 76: 53). Поэтому чтобы быть запечатанными Святым Духом обетования, мы должны получить подтверждающее одобрение наших жизней и таинств и заветов, которые мы заключили, через святого Духа. То есть мы должны пройти испытание смертности, чтобы быть достойными небесной славы после смерти. Как Джозеф писал в своих стихах:

«Они преодолели в вере и трудах, будучи судимыми в этой жизни, очищены, как золото, и запечатаны духом обетования к жизни, люди, призванные Богом, подобно древнему Аарону».

Целестиальные мужчины и женщины — это «Церковь Первенца» (Учение и Заветы 76: 54). Церковь Первенца состоит из верных Святых, которые доказали, что они остаются верными и придерживающимися своих заветов. Подобно тому, как завет крещения является воротами для членов Церкви Иисуса Христа на земле, так целестиальный завет брака открывает дверь к членству в Небесной Церкви.

Церковь Первенца — это Церковь за завесой, организованное собрание Святых, которые унаследовали возвышение. Она состоит из тех, кто претендует на благословения Первенца. Иисус — Первенец Отца и поэтому имеет право на первородство. Благодаря Своего поступку конечной милости и благодати, наш благословенный Спаситель делает возможным для нас унаследовать, получить и обладать теми же благословениями, которые имеет Он, как если бы каждый из нас был первенцем.

Те, кто приходят в Церковь и живут достойно присутствия Святого Духа, рождены еще раз; они становятся сыновьями и дочерьми Иисуса Христа через усыновление (Мосия 5: 1-7). Если они по-прежнему остаются верными, получив в дальнейшем заветы и таинства храма, включая облечение и целестиальный брак, и будут соблюдать эти высшие заветы, они, в конечном счете, станут сыновьями и дочерьми Бога, а именно — Отца. Они становятся наследниками Бога и со-наследниками с Иисусом Христом, во всем, что есть у Отца, включая вечную жизнь. «А потому, как написано, они — боги, да, сыны Божьи» (Учение и Заветы 76: 58). Именно поэтому Президент Бригам Янг заявил, что «таинства дома Бога — специально для Церкви Первенца».

«Это те, кто есть священники и цари, получившие от полноты Его и от славы Его» (Учение и Заветы 76: 56). То есть они являются царями и царицами, жрецами и жрицами, людьми, которые, благодаря их стойкости и непоколебимости в соблюдении их заветов, получили то, что пророки называют «полнотой священства» (Учение и Заветы 124: 28). Это те, кто будет сопровождать Учителя, когда Он вернется во славе, те, кто, если они уже прошли через завесу смерти, выйдет из могил для славного бессмертия. Первое воскресение началось в момент воскресения Христа, и оно продолжится. Это те, чьи имена написаны на небесах, в книге жизни Агнца (Учение и Заветы 88: 2), «где Бог и Христос — Судья над всеми» (Учение и Заветы 76: 68).

И тогда, чтобы мы не пришли к выводу, что такие люди достигли этой высшей степени славы самостоятельно, благодаря своим собственным достоинствам и моральным достижениям, без божественной помощи, святое Слово свидетельствует: «Это те, кто есть люди праведные, достигшие совершенства через Иисуса, Посредника нового завета, Который исполнил это совершенное Искупление через пролитие Своей крови» (Учение и Заветы 76: 69; курсив автора). Они стали совершенными — цельными, законченными, полностью сформированными, духовно зрелыми, — благодаря их заветному союзу с Искупителем.

Капли, вода

Видение 5: Террестриальная слава

Видение первого воскресения или воскресения праведных продолжается. Пророк и его писец засвидетельствовали окончательное состояние тех, кто решил придерживаться добра, справедливости и благопристойности в их втором бытии, но кто не захотел принимать и использовать полноту света и силы, которые приходят от получения вечного Евангелия. Террестриальный мир включает также тех, кто в этой жизни не получил свидетельства об Иисусе — свидетельства о том, что Он является Спасителем и Искупителем человечества, но получили его позже; то есть обрели это знание в посмертном духовном мире (Учение и Заветы 76: 73-74).

В террестриальном мире также находятся те, кто знал в этой жизни, что Иисус есть Христос, но кто не был достаточно доблестным в этом свидетельстве, чтобы получить полноту Евангелия, когда она была представлена им. Или, как Пророк поэтично описал это:

«Кто не был храбрым в истине, не получил корону, но славу, ту, что под луной: Они — это те, кто приходят в присутствие Христа, но не к полноте Бога на престоле Его».

Впрочем, это также и те, кто получил полноту Евангелия Иисуса Христа – в наши дни это те, кто присоединился к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней – а потом не подтвердил это доблестно своим свидетельством. Они являются хорошими кандидатами для земной степени славы после смерти.

Видение 6: Телестиальная слава

Помня о том, что целестиальные души получают свидетельство об Иисусе, а также завет Евангелия, террестриальные лица получают свидетельство об Иисусе, но не евангельский завет, мы теперь узнаем о жителях телестиального мира: «Это те, кто не приняли ни Евангелия Христа, ни свидетельства об Иисусе» (Учение и Заветы 76: 82; также 101). Это те, кто «не отвергают Святого Духа» (Учение и Заветы 76: 83).

То есть, их грешность не является такой, чтобы привести к полной погибели; они не совершили непростительного греха, но были «низвергнуты в ад» (Учение и Заветы 76: 84); в момент их естественной смерти, они входят в состояние в посмертной сфере, которое мы знаем, как ад или духовную тюрьму, где они познают свою греховность (2 Нефий 9: 10-12; Алма 40: 13-14). Они не восстанут из могил до последнего воскресения, до конца тысячелетия «пока Господь, Сам Христос-Агнец, не закончит Свое дело» (Учение и Заветы 76: 85).

Как и в случае с другими царствами славы, существуют обширные классификации телестиальных людей. Это те, «кто следуют за Павлом, и за Аполлосом, и за Кифой. Это те, из которых некоторые говорят, что следуют за одним, а некоторые за другим — некоторые за Христом, некоторые за Иоанном, некоторые за Моисеем, некоторые за Елиясом, некоторые за Есаиясом, некоторые за Исаией, а некоторые за Енохом; Но не приняли ни Евангелия, ни свидетельства об Иисусе, ни пророков, ни вечного завета» (Учение и Заветы 76: 99-101). Дальше говорится о том, что Телестиальное Царство является последней обителью лжецов, колдунов, прелюбодеев и блудников, и, как узнал Иоанн Богослов, убийц (Учение и Заветы 76: 103; Откровение 21: 8; 22: 15).

Наконец, в этой части видения добавляется отрезвляющая деталь о том, что жители Телестиального мира будут «так же бесчисленны, как звезды на тверди небесной или как песок на берегу моря» и будут «слугами Всевышнего, но туда, где пребывают Бог и Христос, они не могут попасть, во веки веков» (Учение и Заветы 76: 109, 112).

Хотя Телестиальное Царство является самым низким из всех царств славы, жители этой славы будут «наследниками спасения» в мире, который «превосходит всякое понимание» Учение и Заветы 76: 88-89). Обычно слово «спасение» в Священных Писаниях подразумевает возвышение или вечную жизнь (Учение и Заветы 6:13; 14: 7; Алма 11:40). Но несколько раз в Писании понятие «спасение» относится к чему-то, меньше возвышения, и это один из таких случаев (см. также, например, Учение и Заветы 132: 17). В таком более широком смысле, наш Господь стремится спасти всех Своих детей спасением вечным. И Он делает так, чтобы все, кроме сыновей погибели, в конце концов, унаследовали Царство славы (Учение и Заветы 76: 43).

Вот что отметил о Телестиальном Царстве старейшина Чарльз У. Пенроуз:

«Пока хотя бы одна душа этой расы готова и в состоянии принять и подчиняться законам Искупления, независимо от того, где и в каком состоянии ее можно найти, работа Христа будет неполной, пока этот человек не будет спасен от смерти и ада и не окажется в  положении роста, вперед и вверх, в такой славе, чтобы он мог получить радость и служить великому Богу.

Налагаемое наказание будет соответствовать совершенным поступкам. В каком-то смысле, грешник всегда страдает от их последствий. Когда долг будет погашен и справедливость удовлетворена, когда послушание будет получено благодаря урокам печального опыта; когда благодарная и подчинившаяся душа воскреснет от вечного наказания, истинно готовая соблюдать те законы, которые когда-то отвергала; то придет чувство покорной утраты.

Полнота небесной славы в присутствии и в обществе Бога и Агнца навсегда останутся вне досягаемости для этой спасенной, но не усовершенствованной души. Сила продолжения, в которой и власть, и возвышение и венец безмерной славы, не для того класса личностей, которые были ввергнуты в ад и претерпели гнев Божий за период времени, отведенный для вечного суда…

Они не могут находится в обществе Отца и не получат присутствия Сына, но получат служение от посланцев террестриального мира и радость, выходящую за пределы всех ожиданий и понимания не одухотворенных смертных умов. Все они преклонят колени перед Христом и будут служить Богу-Отцу, и будут иметь вечность целесообразности и счастья в гармонии с высшими силами. Они получат Телестиальную славу».

Нередко человек не нашей веры спорит относительно идеи о том, что есть «больше небес, чем одно», считая ее странной или противоречащей Библии, или ненужной. Но насколько она странная? Насколько необычно и непонятно это верование о той или иной степени награды в будущей жизни? Святой Августин, который оказал, пожалуй, самое значительное влияние на римско-католическую и протестантскую теологии, писал:

«Но кто может представить себе, не говоря уже о том, чтобы описать, какой уровень чести и славы присуждается за различные степени достоинства? Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что должны быть эти степени. И в том благословенном городе будет такое великое благо, что никто меньший не будет завидовать большему, как сейчас ангелы не завидуют архангелам, потому что никто не захочет быть тем, что он не получил».

Во время Первого Великого Пробуждения ранний американский богослов Джонатан Эдвардс заявил:

«В доме Божьем есть много обителей, потому что небо предназначено для различных степеней наград и блаженства. Некоторым предназначено сидеть на более высоких местах там, чем другим; некоторым — подняться на более высокие степени чести и славы, чем другим».

Точно так же Джон Уэсли, который, по существу, был отцом методизма, говорил о некоторых людях, которые будут наслаждаться более «высокими степенями славы»:

«Среди степеней наград в другом мире существует немыслимое разнообразие… В мирских вещах, люди амбициозны и стремятся подняться как можно выше. У христиан гораздо более благородные амбиции. Разница между самым высоким и самым низким состоянием в мире даже не сравнится с наименьшей разницей между степенями славы».

Это видение является удивительным предсказанием. «Нет ничего, что было бы приятнее для Святых, — говорил Джозеф Смит, — чем свет, который внезапно излился на этот мир благодаря вышеупомянутому видению». Пророк описал его как «точн(ую) копи(ю) летописей вечного мира. Возвышенность идей; чистота языка; широкие возможности для действий.. все это настолько превышает ограниченный разум людей, что каждый честный человек вынужден воскликнуть: ’Это исходит от Бога!»

В заключение

Пророк Джозеф Смит и Сидней Ригдон получили видение славы в феврале 1832 года. В течение последующих двенадцати лет земного служения Пророка и впоследствии его преемникам, Бог продолжал являть Себя, Свой план и учения о спасении, поучение за поучением. Через некоторое время после пришествия Илии и восстановления запечатывающих полномочий и полноты священства в апреле 1836 года Пророк ознакомил всех Святых с учением о целестиальном браке. Он сказал:

«В целестиальной славе существуют три уровня или степени Небес. И для того, чтобы достичь наивысшей из них, человек должен вступить в этот сан священства [подразумевается новый и вечный завет бракосочетания]; Если он этого не сделает, он не сможет достичь ее. Он сможет вступить на другой уровень, но там будет конец его царству; он не сможет иметь продолжения» (Учение и Заветы 131: 1-4).

Или, как еще сказал Пророк: «Если мужчина и женщина, проходя земные испытания, не вступят в вечный завет и не заключат брак на вечность, совершаемый силой и властью Святого Священства, они не смогут произвести потомство после своей смерти, то есть после воскресения у них не будет никаких детей. Но те, кто в этой жизни соединяются в браке силой и властью священства и живут, не совершая греха против Святого Духа, будут расти потомством, и у них будут дети в славе Целестиальной».

Поистине, у Отца много обителей (От Иоанна 14: 1-2), и Святой Израилев уготовил путь для Своего народа, чтобы достичь того уровня славы в будущей жизни, который они готовы принять. Описывая революционный характер этого видения, Ричард Бушман отметил, что «наиболее радикальным уклонением «Видения» было не состоящее из трех частей небо, а сокращение ада… Учение  об измененной жизни после смерти. «В Видении», непреходящий ад может напугать лишь немногих [сынов погибели]. Вопрос заключается не в том, как избежать ада, но как приблизиться к Богу. Бог отпускает награду в соответствии со способностями каждого человека».

Вот послание надежды, глоток свежего воздуха на фоне огненных ветров межрелигиозного богословия, учение, которое свидетельствует о милосердии и мудрости нашего Божественного Искупителя.

Оригинал этой статьи был написан Robert L. Millet и был опубликован на сайте ldsliving.com под названием What We Know About the Degrees of Glory from Joseph Smith’s Visions.

[Русский] ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.