О божественности Спасителя свидетельствуют определенные звания и имена Иисуса Христа, относящиеся к Нему. С точки зрения человека, имена не играют столь важной роли. Однако в Божественном понимании каждое имя — это звание, указывающее на степень власти или положение. Бог ревностно защищает святость Своего собственного имени (Исход 20:7, Левит 19:12, Второзаконие 5:11), а также имен, данных по Его указанию. Например, детям завета имена предписывались еще до рождения, как в случае с именем Господа Иисуса, а также  Иоанна Крестителя, который должен был уготовить путь перед Христом. Если имена людей, призванных к служению, не подходили в качестве званий, определяющих их служение, то по божественному повелению имена этих людей менялись. Также имена менялись в знак особых благословений, дарованных людям.

Имя Спасителя Иисус имеет греческое происхождение. Древнееврейский эквивалент этого имени — Иехошуа или Иешуа. В оригинале это имя означало Помощь Иегове или Спаситель. И хотя имя это было довольно распространенным в те дни, в этом случае оно было предписано по божественному указанию. Ангел провозгласил Иосифу, обрученному с Девой: «… и наречешь Ему имя ИИСУС,  ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (от Матфея 1:21; также см. стихи 23, 25; от Луки 1:31).

В свою очередь, Христос — это священное звание, а не обычное имя. Оно имеет греческое происхождение и по значению совпадает с древнееврейским эквивалентом Мессия, означающим Помазанник (от Иоанна 1:41; 4:25). В Священных Писаниях встречаются и другие звания Христа, каждое из которых несет определенное значение, например, Эммануил, Спаситель, Искупитель, Единородный Сын, Господь, Сын Божий, Сын Человеческий и многие другие. Важнейшим для нас принципом является тот факт, что все эти имена указывают на священное происхождение нашего Господа и Его принадлежность к Божеству. Как мы видим, основные имена Иисуса Христа были известны еще до Его рождения, они были открыты пророкам, Ему предшествовавшим (от Луки 1:31; 2:21; от Матфея 1:21, 25; см. также стих 23 и сравните Исайя 7:14; от Луки 2:11, Моисей 6:51, 57; 7:20; 8:24, 1 Нефий 10:4; 2 Нефий 10:3; Мосия 3:8).

Иегова — это англизированное произношение гебраизма Яхве, Йахве, что означает Самосуществующий, Вечный. Обычно это имя в английской версии Ветхого Завета пишется большими буквами — ГОСПОДЬ (см. Бытие 2:5, Исход 6:2-4 и для сравнения прочитайте Бытие 17:1, 35:11). Еврейское Ехвех означает Я есмь и происходит от термина Яхве, или Иегова; отсюда вытекает вся важность этого имени, которым Господь явил Себя Моисею, который, в свою очередь, получил указание идти в Египет и освободить народ Израилев от рабства:

«И сказал Моисей Богу: вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: “Бог отцов наших послал меня к вам”. А они скажут мне: “Как Ему имя?” Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: “Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал Меня к вам”» (Исход  3:13-14).

Обратите внимание на значение вечной продолжительности, выраженной в этом имени. (См. также Исайя 44:6, от Иоанна 8:58, к Колоссянам 1:17, к Евреям 13:8, Откровение 1:4, а так же Моисей 1:3 с прилегающими к этому стиху ссылками.)

В следующем стихе Господь провозглашает Себя Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. В то время, когда Моисей был в Египте, Господь так сказал о Себе: «Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им» (Исход 6:2,3). Основное ударение в значении этих имен Я Есмь, или Иегова (а они абсолютно схожи между собой) делается на значение существования и продолжительности, которая не имеет конца, и судя по человеческим стандартам исчисления, не имеет начала. Это имя связано и с другими божественными званиями: Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец (Откровение 1:11,17; 2:8; 22:13 и сравните Исайя 41:4; 44:6; 48:12).

Иисус Христос Пастырь

Однажды Христос на нападки и критику определенных Иудеев, которые свою принадлежность к семени Авраама считали гарантией превосходства в глазах Бога, встретил следующим заявлением: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (от Иоанна 8:58). Истинное значение этого стиха передается лучше при небольшом изменении пунктуации: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, был Я есмь». Это означает, как Он Сам и сказал, что до Авраама был Он, Иегова. Придирчивые иудеи были настолько уязвлены тем, что услышали имя, которое по своим неверным истолкованиям древних текстов (см. Левит 24:16) они не должны были произносить  под страхом смерти, что схватили камни с намерением Его убить. Евреи считали имя Иегова не подлежащим произношению вслух, они заменили его другим священным именем Адонай, что означает Господь. Первоисточник терминов Господь и Бог , как они написаны в Ветхом Завете, относится к Яхве или Адонаю. Божественным Существом, которое определялось этими священными званиями, и как мы читаем в писании, был Иисус Христос. Иоанн — евангелист и апостол — безусловно почитает Христа за Адоная, Господа, который говорил голосом Исайи (Исайя 6:8-11, сравните от Иоанна 12:40-41), и Иегову, который говорил через Захарию (Захария 12:10, сравните от Иоанна 19:37).

Имя Элохим часто встречается в еврейских текстах Ветхого Завета, хотя в английской версии оно не упоминается. По своей форме это слово является существительным во множественном числе (в единственном — Элоа — оно употребляется только в поэзии), но такое употребление больше означает умноженное превосходство и несет в себе силу и интенсивность, а вовсе не количество. Это выражение абсолютного возвеличивания и власти. Элохим в понятии восстановленной Церкви Христа — это имя — звание Бога, Отца Вечного, чей духовный Сын — Иегова, Единорожденный во плоти, Иисус Христос.

Иисус из Назарета, торжественно свидетельствовавший перед Иудеями, что Он тот самый Я Есмь, или Иегова, и бывший Богом до того, как Авраам жил на Земле, является тем же самым Существом, которое неоднократно провозгласило Себя Богом, вступившим в завет с Авраамом, Исааком и Иаковом, Богом, который вывел Израиль из рабства к свободе в обетованной земле, и тем единственным Богом, дававшим личные откровения еврейским пророкам.

Нефийские пророки прекрасно понимали связь между личностью Иисуса Христа и личностью Иеговы, и истинность их учений подтвердилась, когда воскресший Христос явился вскоре после Своего вознесения, окруженный апостолами в Иерусалиме. Вот как это записано:

«И было так, что Господь обратился к ним, говоря: Встаньте и подойдите ко Мне, чтобы вы могли вложить ваши руки в ребра Мои, а также чтобы вы могли осязать следы от гвоздей на руках Моих и ногах Моих, дабы вы знали, что Я — Бог Израилев и Бог всей Земли, и был убит за грехи мира» (3 Нефий 11:13-14; 1 Нефий 17:40; Мосия 7:19).

Значение имен Бога проиллюстрировано на многих примерах из Священных Писаний. Вот некоторые из этих примеров: Иисус означает Спаситель (от Матфея 1:21; от Луки 1:31); Иоанн — Дар Иеговы, особенно это относится к Иоанну-Крестителю, который был послан на Землю, чтобы подготовить путь перед пришествием Иеговы во плоти (от Луки 1:13); Измаил означает, что Господь услышит его (Бытие 16:11); Исаак — будет смеяться (Бытие 17:19, сравните 18:10-15). Вот примеры того, когда божественной властью имена меняются, чтобы их значение выражало дополнительные благословения или особые призвания: имя Аврам означавшее величие и возвышение, а также отец высот, было изменено на Авраам — отец множества народов, причина изменения этого имени дана в следующих словах: «Ибо я сделаю тебя отцом множества народов» (Бытие 17:5). Сара — имя жены Авраама, не несущее в себе определенного значения, — было изменено на Сарра, что означает владычица (Бытие 17:15). Иаков, имя данное сыну Исаака в связи с деталями его рождения и означающее вытесняющий, было изменено на Израиль — борющийся с Богом, вот слова, сопровождавшие это событие: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Бытие 32:28, сравните 35:9-10). Симон, что означает услышанный, — имя человека, ставшего старшим апостолом Иисуса Христа, — впоследствии было изменено Господом на Кифу (арам.), или Петра (греч.), означавших камень (от Иоанна 1:42; от Матфея 16:18; от Луки 6:14). Иакову и Иоанну, сыновьям Зеведеевым, Господь дал имя, или титул, Воанергес, что означало сыны громовы (Марк 3:17).

Иисус Христос во время Нагорной проповеди

Из книги Джеймса Талмейджа «Иисус Христос».

Читайте также:

Виноваты ли евреи в смерти Иисуса Христа?

Воскресение: что в нем для меня?

Что в Книге Мормона говорится об Иисусе Христе

Почему Гефсимания важна так же как и крест