Книге Мормона есть стих, когда Иисус Христос говорит брату Иареда: «Вот, Я – Иисус Христос. Я – Отец и Сын» (Ефер 3:14). Такое заявление изначально может ввести в заблуждение, но надо понимать это, изучив Его вечные роли.

Как Божество является одним

Фундаментальная вера Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (которую иногда ошибочно называют Церковью мормонов) выражается в первом Символе веры: «Мы верим в Бога, Отца Вечного, и в Сына Его, Иисуса Христа, и в Святого Духа». Вместе они образуют Божество. Мормоны верят, что Отец, Сын и Святой Дух – физически отдельные. Они считают, что Божество едино в своей общей цели «осуществить бессмертие и жизнь вечную человека» (Моисей 1:39).

Джеффри Р. Холланд, один из Двенадцати Апостолов в Церкви Иисуса Христа, написал, что Отец и Сын «практически синонимичны в своих сменных ролях и функциях. Некоторые из этих ролей включают в себя:

В роли Отца

«В чем-то Христос настолько един со Своим Отцом, что в некоторых задачах Он по праву играет отеческую роль и по праву носит звание Отца».

Один пример, чтобы понять это – в значительно меньших масштабах, конечно – это когда моя мать оставила меня присматривать за моими младшими братьями и сестрами, а сама на время уехала. Она оставила меня действовать за себя, как бы в материнской роли. Поэтому, когда она ушла, я убрала везде, я утешала в минуты огорчений и помогала поддерживать покой в доме – то есть то, что обычно делала она. Даже тогда, когда один из моих братьев воскликнул в гневе: «Ты не моя мама!», я знала, что я по праву носила этот титул, потому что моя мать назначила меня на эту роль.

В роли Отца, Христос имеет право говорить и действовать от Его имени в любое время. Отец дал эту «божественную передачу власти» Христу, так как Он – первенец из всех духовных детей Отца и Единородный от Отца во плоти.

Как Наследник Отца

Все люди по сути сыны и дочери Божии и когда-то жили на небесах с Ним, как Его духовные дети, до сотворения земли. Так как Он наш любящий Отец Небесный, Он создал план для нашего роста и вечного спасения Своих детей. Иисус Христос был духовным первенцем нашего Небесного Отца. Отец избрал Его, чтобы стать Спасителем и Искупителем Его детей. Христос, в буквальном смысле, Единородный Сын, как описывает это Иоанн: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Ин. 3:16).

Наследник имеет право получить имущество или звание. Будучи наследником Отца, Христос принял от Него силу и власть.

Как Отец Сотворения

Иоанн также заявляет, что Христос был «в начале у Бога», и что «все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (От Ин. 1:2-3). Книга Мормона разъясняет это дальше:

«Вот, Я – Иисус Христос, Сын Божий. Я сотворил небо и Землю и все, что на них. Я был с Отцом от начала. Я в Отце, и Отец во Мне; и во Мне Отец прославил Свое имя» (3 Нефий 9:15)

В этой роли, имя Отца не является буквальным. Скорее, что Отец и Сын вместе создали и организовали небо и землю.

В английском языке, термин «отец» используется как наставник или изобретатель, который стал основателем какого-либо изобретения; например, Александр Грэхем Белл известен как отец телефона. Идиома «необходимость – мать изобретения» является еще одним примером, когда понятие «мать» не используется в его буквальном смысле.

Как Отец Спасения и Отец тех, кто живет по Его Евангелию

Искупление и воскресение, которые доступны через Искупление Христа, дают новую жизнь детям Божьим. Поэтому «Христос – буквально Отец нашего спасения». Господь Иисус Христос сказал, что «все те, кто примут Евангелие Мое, суть сыны и дочери в Царстве Моем» (Учение и Заветы 25:1).

Жизнь по Евангелию Иисуса Христа – это вечная задача. Но мы не были оставлены в одиночестве: Отец и Сын в качестве Отца поддерживают, наставляют, подсказывают, направляют и помогают нам.

Мне легко представить день своего будущего воссоединения с Отцом и Сыном. Я буду смотреть на Моего Отца, как отца моего духа и создателя плана счастья, который дал мне возможность жить на земле. Он является Отцом, которому я молюсь, и к которому я мечтаю вернуться. Я буду смотреть на Его послушного Сына, как на источник моего спасения. Я буду помнить Его связь с работой Отца и Его образцовое послушание. И я буду рада знать, что Отец доверял Иисусу Христу в том, чтобы вместе с Ним выполнять Его отеческие роли.

В заключение

Христос – буквальный Сын Божий, и Он, по наставлению Отца, взял на Себя отцовские роли, и поэтому также называется Отцом. Но Христос ни в коем случае не попирает Отца.

Старейшина Холланд сказал: «Эти отношения между Христом и Его Отцом являются одними из самых чудесных и самых трогательных тем, проходящих через служение Спасителя. Все существо Иисуса, Его абсолютная цель и радость, были сосредоточены на том, чтобы порадовать Своего Отца и повиноваться Его воле. Именно о Нем Он всегда думал; именно Ему всегда молился».

Примечания:

1. Джеффри Р. Холланд, «Христос и Новый Завет» (Солт-Лейк-Сити: издательство Дезерет Бук, 1997 г.), стр.180.

2. Джеффри Р. Холланд, Христос и Новый Завет (Солт-Лейк-Сити: издательство Дезерет Бук, 1997 г.), стр.183.

4. Джеффри Р. Холланд, «Христос и Новый Завет» (Солт-Лейк-Сити: издательство Дезерет Бук, 1997 г.), стр.186.

5.  Джеффри Р. Холланд, «Руки отцов», журнал «Знамя», май 1999 г.

Эту статью написала Пола Хикен. Пола Хикен была редактором в Институте религиозного обучения имени Нила А. Максвелла с 2000 по 2013 год. Она получила степень бакалавра по английскому языку в Университете имени Бригама Янга. Она работала редактором для Insights, вела информационный бюллетень в Институте Максвелла, была производственным редактором книг “Вера, философия, Священное Писание и Еврейский закон в библейские времена” (2-е изд.), “Третий Нефий: ни с чем несравнимые Священные Писания”, и была одним из редакторов анализов текстовых вариантов книги Мормона. Она также помогала в управлении интеллектуальной собственностью в Институте Максвелла и курировала отдел прав и разрешений. Ее статьи были опубликованы в журналах “Знамя”, “Лиахона”, “Новости Церкви СПД” и в обзоре ФАРМЗ.