Семья

Уоллес Годдард

Задачи воспитания

Все мы хотим быть хорошими родителями. Мы хотим быть ближе к нашим детям, и мечтаем вырастить их хорошими людьми. Мы представляем себе картины любящей, мирной, счастливой семьи, простирающиеся от обеденного стола в вечность.

Но мы забываем про ожоги от горячих тостов, убежавшее молоко и прочие хлопоты. Дети ведут себя по-детски. И мы, родители, устаём, расстраиваемся, разочаровываемся и бываем подавлены. Жизнь тяготит нас.

Несмотря на самые благие побуждения, мы часто раздражаемся на наших детей, иногда даже злимся. Семейное изучение Священных Писаний периодически напоминает войну. Семейные молитвы либо превращаются в хаос, либо забываются. Братья и сестры давайте противостоять этому. Безответственность – привилегия детей.

Мы не знаем, сердится на детей, или разочаровываться в себе. Мы впадаем в отчаяние. Кажется, что в наших семьях всё идёт не так.

Но у нас есть вечная перспектива. «И мы испытаем их, чтобы увидеть будут ли они исполнять всё, что Господь Бог их повелит им» (Авраам 3:25) Небесная перспектива говорит о том, что эта жизнь была задумана сложной. Воспитание детей призвано испытать нас, чтобы увидеть будут ли наши усилия направлены к лучшему. Бог хочет видеть, будем ли мы учиться и прикладывать усилия.  Он хочет, чтобы мы осознали, что мы не сможем стать такими родителями, какими мы должны быть, без терпеливых усилий и Его Божественной помощи. В конце концов, Он готовит нас к тому, чтобы мы могли стать Его партнёрами. Наши несовершенные, но мудрые и настойчивые усилия на земле приведут не только к воспитанию искренне верующих детей, но и преобразуют и улучшат характер нашей родительской души. Это и есть цель Бога. Это божественный путь воспитания. Эта книга предназначена для хороших родителей, которые хотят воспитывать своих детей в свете и истине, как Он заповедал: «Но я заповедал вам воспитывать ваших детей в свете и истине» (Учения и Заветы 93:40)

Два Алмы

Вероятно, сложно быть Пророком и руководителем, имея сына, который был «Человеком очень нечестивым и идолопоклонником» (Мосия 27:8). Это, скорее всего, было вдвойне болезненно, поскольку Алма Старший был горячим приверженцем той чудесной истины, от которой его сын-тёзка отказался и последователей которой он гнал. Алма-младший стал «Большим препятствием к преуспеванию Церкви Божьей» (Мосия 27:9). Алма-сын разрушал всё, что его отец пытался построить в своей собственной душе и в Церкви.

Но верный отец никогда не сдавался. Он молился о своем сыне. Вместе с другими Святыми он верил, что его сын «мог быть приведён к познанию истины» (Мосия 27:14). В ответ на непрекращающуюся молитву Господь послал своенравному сыну Ангела.  Когда этот Ангел осудил Алму-младшего за его разрушительное поведение, учение отца, так долго пренебрегаемое, напомнило о себе: «вот, я вспомнил также, что слышал пророчество моего отца народу о пришествии некоего Иисуса Христа, Сына Божьего, дабы искупить грехи мира» (Алма 36:17). Отец ли Алмы научил его истинному духу молитвы, или его вдохновил Святой Дух? Мы не знаем. Но Алма произнёс слова, изменившие его жизнь: «И ныне, едва мой разум ухватился за эту мысль, я воззвал в своём сердце: О Иисус, Сын Божий, помилуй меня, исполненного горькой желчи и опутанного вечными оковами смерти» (Алма 36:18)

Образец Божественного воспитания

Мы редко задумываемся над вечным значением воспитания в плане Бога. Порой мы больше думаем о важности Церковных призваний. Но воспитание детей – это основная задача, данная Богом: «Он не делает ничего, кроме того, что есть благо для мира» (2 Неф 26:24). Родительство – это основа Его личности. Это Его призвание. В первую очередь Он называет себя Отцом.

Земное воспитание детей – это то, благодаря чему мы получаем жизненно важные уроки, которые подготавливают нас присоединиться к Нему в Его работе. Это, прежде всего, обучение добродетели.

Исследования показали, что члены Церкви Иисуса Христа святых последних дней имеют особые убеждения в отношении воспитания детей, но при этом их воспитание не слишком отличается от общепринятого. Какой позор, что наше особое понимание Божьего плана не повлияло и не обогатило наше отношение к детям! Какая трагедия, что наш свет не светит ярче, чем сейчас.

Каковы же отличительные учения, которые могли бы сделать наше воспитание более уподобленным небесному? Какие принципы, которые должны стать основой для нас, Господь использует для воспитания? Как эти принципы могут быть применены на практике, чтобы укрепить наши семьи?

Польза от науки и Священных Писаний

У Бога всегда есть лучшие ответы на любые вопросы и задачи. Однако мы вряд ли когда-нибудь познаем эту истину во всей её полноте.  Я верю, что наука может помочь нам правильно ставить вопросы, особенно в области воспитания. Опираясь на лучшие идеи лучших учёных, мы можем обнаружить божественные ответы, не распознанные нами раньше. Национальный проект собрал десятилетние исследования и издал отчет под названием:

«Национальное продвижение образца родительского воспитания», в котором определены шесть основных принципов для эффективного воспитания. Мне хотелось бы рассмотреть четыре из этих принципов, которые я считаю наиболее существенными, и взглянуть на них с духовной точки зрения, чтобы сформировать образец Божественного воспитания.

В этой статье будет представлен каждый из этих четырех принципов. Я буду использовать аналогии со строительством дома, чтобы нам проще было представить себе ключевые идеи для воспитания детей.

Дом из геометрических фигур - семья

Основание: преуспевающий родитель

В основе любой конструкции находится опора или основание. Этот основательный слой бетона обычно более широк, чем само строение, и обеспечивает строению (и всей конструкции) прочность и надёжность. Целостность конструкции зависит от крепости и стойкости основания.

Что является основанием воспитания? На чём основывается вся конструкция? Я полагаю, что основание – это настрой и качества характера каждого из родителей. Эксперты по воспитанию часто говорят  о «родительской заботе о себе», подразумевая, что для того, чтобы быть хорошим родителем, нужно быть здоровым, уравновешенным человеком. Замученный, несчастный человек вряд ли будет превосходным родителем. Говоря на духовном языке, если мы не основаны на камне, то штормы воспитания смоют нас. Прочное основание – это основание на камне нашего Искупителя. (см. от Матф.7:24)

Евангелие Иисуса Христа предлагает нам самим измениться, прежде чем мы сможем менять других. (см от Луки 22:32). Худое дерево не может приносить хороший плод (см. 3 Неф 14:17). Подобные принципы применимы и в воспитании. Мёртвый ствол не может питать ветви. Беспокойному, агрессивному, раздраженному родителю покажется невозможным или очень трудным процесс донесения до детей жизненных истин и добродетелей. Человек, живущий духовной жизнью и  совершенствующийся, с большей вероятностью станет тем, кого я называю процветающим родителем, способным ухаживать за детьми и помогать им расти и развиваться.

Конечно, Евангелие предусматривает конкретные действия, необходимые нам для того, чтобы преуспевать.  На самом деле, Бог дал родителям чёткие указания:  «учите родителей, что они должны покаяться и креститься, и смирить себя, как их малые дети, – и все они будут спасены со своими малыми детьми» (Мороний 8:10)

По всей видимости, процесс, позволяющий нам стать хорошими родителями, также подходит и для того, чтобы помочь нам стать хорошими Святыми. Основополагающие принципы веры, покаяния, и вступления в заветы имеют особое значение для воспитания детей. Это принципы духовного  роста. Если мы хотим быть хорошими родителями, мы должны стать хорошими Святыми.

Фундамент: сострадание

Строить на твёрдом основании – это основной принцип. Научные подходы к воспитанию считают понимание основой воспитания. Это понятие охватывает все, начиная от понимания нормального хода развития до понимания уникального темперамента и конкретных обстоятельств ребёнка. Понимание – это жизненно важно.

Бог говорит о чём-то большем, чем просто понимание: о сострадании.  В то время как понимание предполагает знания о развитии и личности, сострадание даёт возможность «сострадать нам  (детям) в немощах наших» (К Евр.4:15). Сострадание это не просто понимание ребёнка, оно влечёт за собой также готовность действовать в его интересах. Лучше всего это получается, когда мы смотрим на мир глазами ребёнка. Родительское сострадание – это готовность всей душой проникнуться жизнью наших детей.

Сострадание – это именно то, что было частью Искупления Иисуса.  Он не только нёс бремя наших грехов, но также взял на себя наши немощи, так что его сострадание полностью прочувствованно (см. Алма 7:11-12). Мы никогда не будем иметь права сказать Ему: «Ты просто не понимаешь!». Он понимает. Он испытал всякую боль, невзгоды, разочарование когда-либо испытанные людьми, поэтому его сострадание совершенно. Какую страшную цену Он заплатил, чтобы приобрести такое огромное сострадание!

Иисус призывает нас сострадать нашим детям, как Он сострадает нам. Я считаю, что развитие в себе сострадания – это безусловная основа хорошего воспитания. Если у нас нет сострадания, мы не можем быть хорошими родителями.

Здание: учение и наставление

Само здание включает в себя два сопутствующих процесса. В научной среде мы называем их заботой и наставлением. Похожим образом Бог говорит о них в Священных писаниях: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». (Ефес. 6:4)

Полагаю, Богом сознательно выбраны именно слова «учение» и «наставление». Точно такими словами Енос описывал благочестивое воспитание, полученное им у своего отца. (см. Енос 1:1)

Забота – это любое действие, которое ребёнок воспринимает как тепло, опеку и поддержку. Ключ  – это то, что испытывает ребёнок. Другими словами, все  родительские «Я тебя люблю» ничего не стоят, если ребёнок не чувствует себя любимым.

Мудрое наставление составляет идеальный баланс любящей заботе. Дети не только должны быть любимы, но и знать закон урожая. «Не обманывайтес; Бог поругаем не бывает: что посеет человек, то и пожнёт» (Галатам.6:7). Дети должны быть научены вечным принципам и естественным последствиям пренебрежения ими. Они должны знать, как ответственно использовать свои возможности.

Реальность земного воспитания заключается в том, что дети не всегда будут чувствовать себя любимыми или любить в процессе освоения закона урожая. Порой мы не чувствуем, что Бог нас любит, даже несмотря на то, что Его любовь никогда не прекращается.  И всё же мы можем создать связь, которая сильнее, чем узы смерти (см У и З 121:44), помогая детям учиться соблюдать принципы вечного развития. «Я, Господь, связан обязательством, когда вы делаете то, что Я говорю; но когда вы не делаете того, что Я говорю, вы лишены обещания» (У и З 82:10)

Лучше всего мы обучаем наших детей, когда мы сами стремимся соблюдать заповеди Бога. Тогда мы можем учить наших детей этим принципам, направляющим нашу жизнь.

Крыша: вечная цель

Наша цель состоит не в том, чтобы просто провести наших детей путём, который позволит им не попасть в ад в вечности. У тех из нас, кто благословлён полнотой Евангелия, есть более высокие устремления. Мы готовим наших детей к тому, чтобы они могли выполнять работу, которую Бог выполняет, и в процессе этого мы готовим самих себя к тому, чтобы делать работу Бога и быть как Он. Какая высокая цель! В реальности простому человеку сделать это невозможно – если он не получает божественной помощи. Когда мы понимаем вечные цели Бога, мы смиряем себя. Когда мы искренне ищем небесного руководства,  мы получаем обучение с Небес, включая знания о том, как более эффективно, мудро и сострадательно воспитывать наших детей.