Большинство членов Церкви знают, что у нас есть Небесная Мать. Вся остальная информация на эту тему немного туманна. Существует много мифов о ней, и один из них заключается в том, что прямых ссылок на нее как на личность очень мало.

На самом деле, это не так. Но если вы просто смотрите на вещи поверхностно, то легко ошибиться, так как многие из этих ссылок, такие как 1 Нефий 11, скрыты под слоями культурных нюансов, с которыми мы просто не знакомы как современные читатели.

Понимание того, как древний Израиль помогает нам узнать Небесную Мать

Если вы хотите обратить внимание на то, как Небесная Мать упоминается в Священных Писаниях, нам придется недалеко вернуться назад во времени. На самом деле, далеко, вплоть до древнего Израиля.

Первое, что вам следует знать о древних израильтянах, это то, что они были гораздо более политеистичны, чем мы, вероятно, готовы признать. В статье, озаглавленной «Как поклоняться нашей Матери на небесах (не будучи отлученным от Церкви)», ученый СПД Кевин Барни заявил:

«Более поздняя тенденция в науке состоит в том, чтобы рассматривать развитие как более глубокое, начиная с политеистического пантеона, очень похожего на Пантеон хананеев».

Среди этих богов были верховный бог Эль, его жена Ашера и его сын Яхве (которого впоследствии назовут Иеговой). Но примерно в 640 году до н. э. ситуация начинает меняться. Царь Иудеи того времени, Иосия, начинает то, что сегодня известно как Дейтерономная реформа.

Древние статуэтки Ашеры

Фигурки Ашеры были распространены в древнем Израиле. Нижняя половина богини изображена в виде колонны, символизирующей или ассоциирующейся с деревьями.

Короче говоря, Иосия и его священники просто устали от того, что люди раз за разом отпадали из-за идолопоклонства, и разве можно их винить? Наконец, они заявили, что «с нас хватит, отныне мы поклоняемся только одному Богу: Иегове».

Но они все еще должны были найти способ отучить людей от поклонения этим другим богам. Что они собираются делать, например, со всеми женщинами, которые молятся Ашере о плодородии? Жрецы Второзакония решили, что они просто объединят все характеристики и функции различных божеств в Иегове.

Однако, как и большинство изменений, это не произошло в одночасье. Это возвращает нас к 1 Нефию и той ссылке на Небесную Мать, которая там дается.

Применение знаний об израильской практике к Нефию и Легию

Спустя 40 лет после ухода Легия и его семьи из Иерусалима, практика поклонения Ашере все еще существовала. Это означает, что Легий и его дети, включая Нефия, были очень хорошо знакомы с Ашерой и ее традиционным религиозным символом: деревьями.

Понимание того, что Нефий знаком с богиней Ашерой, дает нам более глубокое понимание 1 Нефия 11 и того, как это связано с Небесной Матерью. В этой главе дух посещает Нефия, чтобы помочь ему понять видение Легия о Древе жизни.

«И было так, что Дух сказал мне: Смотри! И я посмотрел и увидел дерево; и оно было похоже на то дерево, которое видел мой отец; и красота его была превыше, да, превосходнее всякой красоты; и белизна его превосходила белизну нанесенного снега. И было так: после того как я увидел это дерево, я сказал Духу: Я вижу, что Ты показал мне то дерево, которое драгоценнее всего. И Он сказал мне: Чего ты желаешь? И я сказал Ему: Познать истолкование его. . . (1 Нефий 11: 8-11)».

На этом этапе становится ясно, что Нефий на самом деле не понимает, что означает дерево. Чтобы прояснить ситуацию, дух показывает ему Деву Марию и Иисуса Христа.

Дева Мария с младенцем Иисусом

В 1 Нефий 11 дух показывает Нефию Деву Марию и Иисуса Христа. Учитывая его культурное происхождение, Нефий способен связать этот образ с тем, что он знает о Небесной Матери.

Большинство из нас читали это миллион раз и никогда не задумывались об этом, кроме того, возможно, задаваясь вопросом, почему дух показывает Нефию дерево и, казалось бы, случайное видение Марии. Однако после этого Нефий может связать факты в единое целое. Когда Дух спрашивает его, понимает ли он значение дерева, Нефий говорит:

«Да, это любовь Божья, которая изливается повсюду в сердца детей человеческих; а потому она самая вожделенная из всего сущего».

Нам кажется, что между этими вещами нет никакой связи, но если вы знаете, что символом Ашеры (богини-матери) было дерево, тогда вы можете лучше понять связь, которую дух пытается помочь Нефию создать. В статье Deseret News ученый СПД Майкл Эш указывает, что:

«Во времена Нефия и Легия, однако, эта связь была бы очевидной и явно окрашенной их культурным фоном. Мария была совершенным смертным воплощением Ашеры — она была девственницей, прекрасной („белой“) и матерью существа, принесшего в мир наибольшую радость. Хотя Мария не Ашера, легко понять, как культура Нефия подготовила его к пониманию такой интерпретации».

Элисон Скабелунд фон Фельд подробно описывает ответ Нефия в своей статье «Есть ли у Бога жена», опубликованной Институтом религиозных исследований имени Нила Максвелла.

«Эта фраза [любовь Божья] обычно понимается как означающая, что участники будут наполнены чувствами любви от Бога или подобными чувствам Бога. Но „любовь Божья“ может также означать не просто обладание чувствами любви Бога, которые Он направляет или дарует, но скорее объект любви Бога — человек, которого Он любит».

Применение научного понимания Небесной Матери к нашему собственному исследованию

Теперь, чтобы вы не подумали, что я пытаюсь направить вас по пути идолопоклонства, от которого евреи так усердно избавлялись, я закончу тем, что ни один церковный авторитет не выступил с темой Ашеры (хотя но президент Нельсон полон сюрпризов, он непредсказуем). Барни, однако, не считает, что данный факт дискредитирует эту идею.

«У верных ученых СПД есть сильная мотивация очень серьезно отнестись к недавним исследованиям не-СПД, рассматривающим Ашеру как еврейскую богиню. Если у них есть какой-либо интерес в поддержании современного мормонского образа Элохима как божества-отца и Иеговы как отдельного божества-сына (а он у них есть), то они должны признать, что Ашера является неотъемлемой частью этого учения. И учитывая, что существование такой фигуры Матери на небесах, по-видимому, было преподано пророком Джозефом, безусловно, в интересах апологетически ориентированных ученых СПД, таких как я, принять эту науку и саму Ашеру с предельной серьезностью».

Если вам интересно найти другие места в Священных Писаниях, где упоминается Небесная Мать, ищите изображения деревьев или слово роща, которое обычно было английским переводом слова Ашера.

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте: Third Hour.

Автор: Сидни Гонсалес

Переводчик: Анна Селимова

Читайте также: 

Небесная Мать: что говорится о ней в Священных Писаниях?