эмма-смит-фильм

Основываясь на исторических записях, можно сказать, что Джозеф Смит и члены Церкви в Наву очень скептически отнеслись к идее полигамных браков и не торопились начать их практику. Если бы многоженство не было заповедью, скорее всего лишь немногие жили бы по этому принципу. В Книге Мормона Господь объясняет, что Он может заповедовать многоженство для того, чтобы воздвигнуть Себе потомство (Иаков 2:30). Очевидно, Он хотел увеличить размер мормонских семей быстрее, чем это позволяла моногамия, но членам Церкви эта идея не нравилась.

Всеобщая реакция членов Церкви на многоженство – отвращение

Реакция почти всех членов Церкви на введение полигамных браков была отрицательной. Бригам Янг писал: “Моим братьям знакомы мои чувства, когда Джозеф объявил об этом учении; у меня не было желания уклониться от своих обязанностей или даже в малейшей степени потерпеть неудачу в исполнении того, что было мне заповедано, но впервые в своей жизни я возжелал могилы, и в течение долгого времени не мог прийти в себя. И когда я видел похороны, я завидовал в этой ситуации покойному и сожалел, что я сам не нахожусь на его месте”. Впоследствии он сказал: “Я никогда не принял бы это учение, не будь оно повелением Всевышнего”.

Джон Тейлор, который заключил свой первый брак с еще одной женой в 1843 году, вспоминал: “В то время, когда мужьям было заповедано взять больше жен, наши лица вытягивались от удивления. Это было труднее, чем может показаться. Когда нам было открыто это учение, казалось, что мормонизму пришел конец. Для того чтобы предложить другой женщине выйти за него замуж, мужчине требовалось больше уверенности в себе, чем было у нас”. Он также сказал, что для них многоженство “было очень трудно принять, так как они в целом исповедовали и придерживались чистых принципов”. Он также вспоминает свою первую реакцию: “Когда Джозеф Смит впервые объявил об откровении в отношении многоженства, это заставило меня передернуться”.

Реакция на заповедь среди членов Церкви была похожей – сильное недовольство или хуже. Вирсавия Б. Смит вспоминала: “Мы обсуждали многоженство … среди молодых девушек, так как я была молодой в то время, и много говорили о нем, и некоторые из нас были недовольны”. Вспоминая о еще большем отвращении, Мэри Изабелла Хейлз Хорн писала, что на какой-то момент “братья и сестры были настолько против многоженства, что о нем даже не хотели говорить”. Элиза Р. Сноу вспоминала, что “эта тема была для нее очень отталкивающей”.

Люси Уокер (Смит Кимбалл) была в особенности возмущена идеей многоженства.

Люси Уокер (Смит Кимбалл) была в особенности возмущена идеей многоженства.

Одна из жен Джозефа Смита Люси Уокер писала: “Моему удивлению не было конца. Это заявление было как удар молнии… Каждая частица моей души воспротивилась ему”. Еще одна из жен Пророка Хелен Мар Кимбалл Уитни вспоминала, что когда она узнала о многоженстве, “это было похоже на толчки от небольшого землетрясения… вызвавшие всплеск недовольства от ожидаемого ущерба”.

Фиби Картер, жена Апостола Уилфорда Вудраффа, вспоминала: “Когда нас только начали учить о многоженстве, я думала, что это самая безнравственная вещь, о которой я когда-либо слышала. Я противилась ей как только могла, пока не почувствовала себя больной и несчастной”. Марси Рэйчел Филдинг, жена Хайрума Смита, писала о своих чувствах: “Когда мне впервые объяснили этот принцип, он пронзил меня до глубины души, все мои прежние устои и чувства моего сердца восстали против этого учения”. Реакция Джейн Снайдер Ричардс, жены Апостола Франклина Д. Ричардса, была более сдержанной. Она думала, что “это странно, и не была уверена в результате, но была удовлетворена тем, что это священное откровение, и что моя религия требовала его принять”.

Данел Бакман, педагог-теоретик и член Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, подводит итог: “Почти в каждой личной или автобиографической записи содержатся опасения, связанные с брачным соглашением, которое противоречило пуританским традициям и церковным нормам, берущим начало из Новой Англии.

Джозеф столкнулся с противостоянием внутри и извне

Многочисленные документы подтверждают сомнения Джозефа. Люси Уокер говорила, что у Джозефа “были сомнения, поскольку он находился в противоречии с самим собой”. Хелен Мар Кимбалл Уитни писала: “Не будь то страх перед немилостью Господа, Джозеф уклонился бы от исполнения и продолжал бы сохранять молчание, как он делал это на протяжении многих лет”. Она добавляет: “Джозеф откладывал страшивший его день, насколько это только было возможно… Пророк Джозеф Смит открыл порядок многоженства лишь нескольким честным и чистым сердцем… Он наставлял их не разглашать тайну, днем и ночью подвергался нападкам со стороны своих врагов, и его жизнь зависела от их умения ее хранить”.

Племянник Пророка Джозеф Ф. Смит подводит итог: “Джозеф Смит получил заповедь взять жен, он сомневался и откладывал ее исполнение, предвидя последствия и неприятности, которые это повлечет, и уклонялся от своих обязанностей, но молился Господу, прося пронести чашу мимо него, как это делал Иисус, но Иисус испил чашу до конца, и так же поступил Джозеф Смит; Господь открыл это ему и сказал, что настало время претворить его в жизнь, что он начал делать только после того как ему было сказано, что он должен начать практику или же будет уничтожен”.

У Джозефа Смита были и другие причины для того, чтобы тянуть время. В 1832 году в городе Хайрам, Огайо, за попытку организовать Объединенный Орден, на него совершили нападение, во время которого Джозефа вымазали смолой и обваляли в перьях. Возможно, что именно вспоминая об этом происшествии, он сокрушался Левию Хэнкоку: “Брат Левий, если я скажу братьям то, о чем дал мне знать Господь, они посягнут на мою жизнь”. В 1843 году Джозеф писал: “Люди скажут, что никогда не оставят тебя и будут на твоей стороне до самого конца, но как только ты поведаешь им о тайнах Божьих, которые хранятся на Небесах и будут открыты детям человеческим, когда те готовы, они первыми бросят в тебя камень и предадут тебя смерти”.

Джозеф Смит неоднократно  подвергался нападениям со стороны бесчинствующей толпы.

Джозеф Смит неоднократно подвергался нападениям со стороны бесчинствующей толпы.

Ангел с мечом

Так что же, в лице всех этих волнений и отсутствия поддержки со стороны жителей Наву, побудило Джозефа Смита совершить шаг вперед, заключить полигамные браки и призвать других поступать так же? В двадцати двух повествованиях различных многоженцев из Наву упоминается о его конфликте с Ангелом. Бенджамин Ф. Джонсон вспоминает, что Джозеф “откладывал” это и “ждал до тех пор, пока перед ним не предстал Ангел с обнаженным мечом и не провозгласил, что если он будет еще дальше откладывать исполнение заповеди, он будет уничтожен”. Лорензо Сноу вспоминал, что Пророк “сомневался и откладывал ее исполнение время от времени”, и что он “предвидел несчастья, которые за этим последуют, и стремился отвернуться от этой заповеди”. Эрастус Сноу писал, что Ангел обвинил Пророка в “небрежности в исполнении своих обязанностей,” и что “Джозефу пришлось на коленях умолять Ангела сохранить ему жизнь”.

Несколько жен Джозефа Смита упоминали о чем-то подобном. Элиза Р. Сноу говорила, что Джозеф “боялся объявлять о нем”. Хелен Мар Кимбалл вспоминала, что “не будь то страх перед перед Его немилостью, Джозеф уклонился бы от его исполнения и продолжал бы сохранять молчание, как он это и делал на протяжении многих лет, пока Ангел Господень не пригрозил уничтожить его, если он не откроет и не установит этот Целестиальный принцип”.

Элиза Сноу говорила, чт Джозеф Смит страшился открыть Святым учение о многоженстве.

Элиза Сноу говорила, чт Джозеф Смит страшился открыть Святым учение о многоженстве.

По словам Мэри Элизабет Роллинс, Ангелу потребовалось трижды посетить Джозефа в промежуток между 1834 и 1842 годами, перед тем как он подчинился.

Ему [Джозефу Смиту] являлся Ангел, и в последний раз он пришел с мечом в руке и сказал Джозефу, что если тот не начнет жить по этому учению, он будет сражен мечом. Джозеф, рассуждая трезво, сказал ему, что это мерзость, и процитировал ему Писания. Он сказал, что в Книге Мормона это было мерзостью в глазах Господа, и что им необходимо придерживаться этого, если только Господь не повелит обратное… [Пророк записал, что] между 1834 и 1842 годами Ангел являлся ему три раза и сказал, что сразит его мечом, если он не последует этому учению”.

Кроме давления со стороны Ангела, Пророка могли напугать и другие аспекты. В 1883 году Хелен Мар Кимбалл писала: “Это было странное учение, а также и очень опасное, и оно возникло среди величайших бедствий, когда-либо постигших Джозефа. Жители Миссури и Иллинойса были решительно настроены уничтожить его. Они даже могли лишить его жизни, что он считал лишь небольшой платой в сравнении с вечным наказанием, на которое Джозеф был бы обречен, не реши он обучать и следовать этому принципу”. Хелен добавляет: “Пророк сказал, что практика этого учения станет самым тяжелым испытанием веры, через которое когда-либо придется пройти Святым”.

В письме, написанном в 1869 году его двоюродному брату Джозефу Смиту III, Апостол Джордж Альберт Смит рассуждал: “Возложенное на твоего отца обязательство установить этот порядок патриархального брака, выходивший за пределы гибели, казалось огромным бременем, грозившим придавить его… Несмотря на предубежденность его друзей, противостояние со стороны собственной семьи, универсальные традиции Христианского мира и выступавший против этого закон штата Иллинойс, он нашел в себе силы возрадоваться тому, что смог исполнить свою миссию”.

Проявления извне

Хотя Господь, очевидно, не дал указаний в отношении того, каким именно образом многоженство должно быть установлено среди Святых последних дней, Он наделил многих из первых его участников дополнительным опытом, лежащим за пределами этого мира, что подтверждало правильность практики. Несколько жен Джозефа Смита оставили нам повествования о своем опыте обращения. Мэри Элизабет Роллинс вспоминала: “Мне явился Ангел, он прошел сквозь меня подобно молнии, мне было страшно. Джозеф сказал, что он пришел с большей долей откровений и знаний, чем Джозеф когда-либо отважился бы раскрыть”. Дездемона Фуллмер рассказала о ночном видении, в котором Ангел сказал ей, что учение о многоженстве истинно. Люси Уокер писала: “Когда я молилась в прошлый раз, мне явился Ангел Господень и сказал, что это учение от Бога, и мне нужно его принять”. Хелен Мар Кимбалл вспоминала: “Видение моего разума расширилось, чтобы увидеть и понять волю и замысел Всевышнего. Я видела порядок многоженства. Красоты и славы, которые я увидела, было достаточно для того, чтобы возместить все испытания в этой жизни”.

Другие жены в Наву получили похожие проявления. Хелен, дочь Вайлет Кимбалл, описывала как “раскрылось видение разума [Вайлет], и подобно тому как мгла ускользает от утреннего солнца, так же ушла прочь и ее печаль, и перед собой она увидела учение о целестиальном браке, представшее во всей своей красоте и славе, вместе с возвышением и почестями, которые будут возложены на нее в той бессмертной и целестиальной сфере”. Элизабет Уитни вспоминала, что она и ее муж епископ Ньюэл К. Уитни “были как будто облечены в небесное видение, нас окружал ореол света, и мы были уверены до глубины наших душ, что Бог услышал и одобрил наши молитвы и ходатайства перед Ним”. Фиби Вудрафф писала: “Я обратилась к Богу, моему Небесному Отцу, и спросила у Него об истинности этого учения. Он дал мне понять настолько ясно, насколько мне это было необходимо, что это исходит от Него”.

Марта Джейн Ноултон Корэй называла Пророка Джозефа Смита величайшим в своей жизни чудом и очень ценила свое знакомство с ним.

Марта Джейн Ноултон Корэй называла Пророка Джозефа Смита величайшим в своей жизни чудом и очень ценила свое знакомство с ним.

У некоторых церковных руководителей было некое предчувствие. Бригам Янг получил особые “размышления, которые возникли в моем разуме, пока я был в Англии, но это было уже после того как я объяснил ему то, что понимал”. Лорензо Сноу вспоминал, что многоженство “было открыто мне еще до того, как его объяснил мне Пророк. Я находился на миссии в Англии на протяжении двух лет, и перед тем как я оттуда уехал, я уже спокойно относился ко всему, что было связано с многоженством”.

Член Высшего совета Наву Томас Гровер вспоминал о видении, в котором он узрел свою будущую жену: “Внезапно передо мной появилась моя старшая жена, которая у меня сейчас есть, и голос Господень, говоривший, что ‘это моя спутница на время и на Вечность'”. Член Церкви Марта Джейн Ноултон Корэй видела сон, в котором она убедилась в правильности многоженства. Еще один Святой последних дней Сэмюэл Амос Вулли рассказывал о своем видении, в котором ему пришло подтверждение того, что многоженство является истинным учением. Можно найти многочисленные свидетельства членов Церкви в Наву об истинности учения о многоженстве.

Заключение

На Земле многоженство расширяет эмоциональные и половые возможности мужчины как мужа, а также одновременно разламывает на части эмоциональные и половые возможности женщины как жены. В смертной жизни такой расклад кажется несправедливым, и поэтому неудивительно, что лишь немногие придут к этому по выбору. Тем не менее, Святые последних дней попытались подчиниться этому, когда в период между 1840-ми и 1890-м годами Бог дал такую заповедь. В 1859 году Бригама Янга спросили: “Приемлема ли система вашей Церкви (многоженство) для большинства женщин?” Его ответ отражает мнение женщин, проживавших в полигамных семьях как в Наву, так и во всей Юте: “Они не могли бы испытывать большего отвращения, чем испытывал я, когда оно было впервые открыто нам через Божественную волю. Я думаю, что они, как и я, в целом воспринимают его как Божью волю”.

В сентябре 1890 года Уилфорд Вудрафф, будучи в то время единственным держателем ключей, которые давали ему право уполномочивать все действенные вечные браки (см. Учение и Заветы 132:7, 19), провозгласил, что Святые больше не связаны заповедью многоженства. На этом этапе жизнь в моногамном браке, как у Святых в Книге Мормона, делала их достойными всех благословений Божьих. После этого испытания членов Церкви были связаны с другими формами мирского противостояния. В ваши дни лишь немногие Святые последних дней смогут заявить, что их чаша земных испытаний недостаточно наполнена, даже без дополнительного вызова, брошенного полигамией.