Пророк Самуил

Пророки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонской Церкви) всегда придерживались традиционного библейского учения о том, что Бог, Вечный Отец, и Его Сын Иисус Христос — это две отдельные личности, и что вместе со Святым Духом они составляют одно Божество, единое в цели и действиях.

«Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его ..? я не знаю Господа …» (Исход 5:2). Многие люди в наши дни, подобно фараону, не осознают присутствия Бога Ветхого Завета. Они считают, что Его создали в своем воображении люди в древности — гневного Бога из низшей религии, Который уничтожает народ с помощью наводнений и болезней. Может ли Он быть тем же самым Богом, что и та сущность любви в Новом Завете, явленная в земном служении Иисуса Христа? Многие утверждают, что Иегова Ветхого Завета — это Бог Отец в Новом Завете. Откуда вся эта путаница? Кем, на самом деле, был Бог Адама, Еноха, Авраама, Израиля и Моисея?

Хотя для многих это покажется парадоксом, Иегова Ветхого Завета был ни кем иным как Сыном Божьим, Иисусом Христом. Он сотворил мир под властью и руководством Бога Отца. Впоследствии, Иегова пришел на землю в качестве Спасителя и Искупителя мира. Эта истина принадлежит к одному из самых неверно истолкованных учений в истории мира, несмотря на тот факт, что в Ветхом Завете и других образцовых трудах есть достаточно доказательств в его поддержку.

Прежде чем обратиться к доказательствам в писаниях, будет разумно сперва лучше понять имена и титулы Бога Отца и Его Единородного Сына. В целом, в Ветхом Завете в значении Бог используются два еврейских слова. В современном произношении это Элохим и Иегова. (Поскольку в первоначальном написании еврейского не было гласных, ученые расходятся во мнениях в отношении изначального произношения древне-еврейского имени YHWH [Яхве]. Однако, в откровении наших дней Иисус получил титул Иегова [см. Учение и Заветы 110:3].)

Иегова было именем и титулом, данными Первородному Сыну Божьему в предземной жизни. Сейчас Его называют Иисусом Христом. Старейшина Талмейдж объяснил значение имени Иегова:

«Иегова — это англизированная форма древне-еврейского Яхве или Иахве, что означает Самосущий или Вечный. В англоязычной версии Ветхого Завета это имя обычно пишется как ГОСПОДЬ заглавными буквами. Еврейское Ehyeh, что означает Я есмь [в русском Синодальном переводе: «СУЩИЙ»], соотносится в значении и по источнику происхождения с термином Яхве или Иегова». (Джеймс Талмейдж, Иисус Христос, стр. 36.)

Традиционно, иудеи из благоговения избегают произносить имя Иеговы. Они называют Его Адонай — “Господь” или Хашем — “Имя”. Слово “Господь” в Библии пишется с заглавной буквы, если речь идет о Иегове.

Святые последних дней называют Бога Отца Элохим. Мормонов часто обвиняют в многобожии, и Джозеф Смит сделал заявление по этому поводу. Он в частности упомянул проводившиеся в предземной жизни небесные советы, во время которых многие из живших там духов, которые готовились к жизни на земле, вносили свою лепту в ее сотворение, особенно те, кому предстояло, подобно Адаму, стать духовными руководителями. Одно лишь осознание того, что Иегова, Который стал Иисусом Христом во время Своей земной миссии, сотворил землю под руководством Бога Отца, уже подразумевает наличие “множества Богов”.

“Необходимо помнить о роли Бога Отца: Он — Отец наших духов (см. Евреям 12:9) и наш Бог. Этот факт не может быть изменен существованием других Богов. Он — автор и организатор вечного плана спасения. Однако, также немаловажно заметить, что доверенным лицом, через которого Он выполняет Свои дела на этой земле, является Его Перворожденный Сын, известный как Иегова Ветхого Завета. Он дал Иисусу полную ‘Отцовскую’ власть, чтобы организовать землю и управлять на ней, после чего, благодаря Своему Искуплению, Иисус стал Отцом всех верных. Следовательно, Спаситель стал основным ходатаем плана Своего Отца.

Так как Иисус един с Богом и также Бог, пророки Ветхого Завета иногда упоминали Его как “Иегова Элохим” — имя, которое переводчики Библии короля Якова передали как “ГОСПОДЬ Бог”. Чтобы избежать неловкого повторения, фраза “Господь БОГ” использовалась при переводе фразы “Адонай Иегова”, а которая в противном случае была бы переведена как “Господь ГОСПОДЬ” (см. Бытие 15:2; Второзаконие 3:24). Таким образом, в Библии по версии короля Якова еврейское слово Иегова почти всегда переводится как ГОСПОДЬ или БОГ”.

Видение пророка Исаии о рождении Христа

“Ко времени прихода Христа иудеи утратили знания о трех отдельных личностях Божества. Они утратили истину о том, что Иегова, который дал им закон Моисеев, придет в мир как Спаситель всего человечества, даже несмотря на то, что этому принципу весьма ясно обучали пророки (см. 1-е Коринфянам 10:4; 3 Нефий 15:10; Исаия 41:14, 44:6). Они ожидали прихода обещанного Мессии в качестве политического спасителя, чтобы освободить их от власти Рима. Но Матфей свидетельствовал, что Иоанн Креститель, который подготовил путь для Иисуса, был тем, “о котором сказал пророк Исаия: … приготовьте путь Господу” (Матфей 3:3). Это ссылка на Исаию 40:3, где слово ГОСПОДЬ означает Иегова. Сам Христос сказал иудеям в Иерусалиме, что ‘прежде нежели был Авраам, Я есмь’ (Иоанн 8:58). Люди посчитали это богохульством и взяли камни, чтобы убить его, поскольку осознали, что Его использование фразы Я есмь является вариантом замены фразы Я есть Иегова‘” (см. стих 59).

Среди народа в Книге Мормона был пророк по имени Авинадей, который пророчествовал для части народа, впавшей в грех и извратившей свою религию. Он свидетельствовал грешному царю Ною о том, что все пророки с начала времен пророчествовали, что Бог (Иегова) “сойдет в среду детей человеческих и примет на Себя облик человеческий” (Мосия 13:34; см. также стих 33). Это Бог во плоти, но не Элохим, а Его Сын Иегова”.

Но многие в христианском мире не отнеслись серьезно к доказательству в Библии, которое не оставляет сомнений в том, что Иегова — это Иисус в предземной жизни. Приведенные ниже стихи являются лишь небольшой выборкой из содержащихся в Библии фактов. (Помните, что слово “Господь” означает, что было использовано еврейское слово Иегова).

Ветхий Завет Новый Завет
1. Иисус (Иегова) был Творцом мира. “Так говорит Господь, … Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я” (Исаия 45:11-12). “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. … Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоанн 1:1, 3).
2. Иегова — это Спаситель. “Но Я — Господь Бог твой от земли Египетской, — и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня” (Осия 13:4). “Ибо ныне родился нам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лука 2:11).
3. Иегова — это Искупитель. “Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев” (Исаия 43:14). “Христос искупил нас от клятвы закона” (Галатам 3:13).
4. Иегова избавит человечество от смерти. “От власти ада Я [Иегова] искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня” (Осия 13:14). “Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1-е Коринфянам 15:20-22).
5. Иудеи будут чтить Иегову, который был пронзен. “А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце” (Захария 12:10). “Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. … Ибо сие произошло, да сбудется Писание: “кость Его да не сокрушится”. Также и в другом месте Писание говорит: “воззрят на Того, Которого пронзили” (Иоанн 19:34, 36-37).
6. Иисус следовал за израильтянами во время их странствований в пустыне. “Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем, и столп огненный ночью от лица народа” (Исход 13:21-22). “Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня: камень же был Христос” (1-е Коринфянам 10:1-4).
7. Иегова — это муж или жених. “Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его, и Искупитель твой — Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он” (Исаия 54:5). “Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых” (Откровение 19:7-8).
8. Иегова — это Первый и Последний (Альфа и Омега). “Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога” (Исаия 44:6). “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель” (Откровение 1:8).

Некоторые задаются вопросом о том, почему Бог является любящим Богом в Новом Завете и мстящим в Ветхом. Будет полезно понять более широкую картину, часть которой будет представлена в курсе последующих уроков. Большинство любящих действий Бога в Ветхом Завете было утеряно и открыто в других писаниях и через современных пророков, включая природу Плана спасения. Это помогает смотреть на исход детей Израилевых как на прогулку по Плану спасения. Это помогает увидеть, что Адам, Енох и Ной свидетельствовали о Христе и понимали Его сущность как Творца и Спасителя. Если нам хочется лучше познать Христа, нам следует изучать Ветхий Завет, так как Его присутствие в роли Иеговы ощущается на протяжении всей летописи. Иисус Христос является Богом Ветхого Завета точно так же как Он является Богом земли сегодня. Постоянно помнить об этом важном факте — один из ключей к пониманию как Ветхого Завета, так и сущности Бога.

Адаптировано из руководства по Ветхому Завету для студентов института СПД.