Многие Святые последних дней знают, что еврейское слово Элохим часто используется в Библии для обозначения Бога. Но знаете ли вы, что этот священный титул также использовался для обозначения языческих богов и духов, которым поклонялись в библейские времена?

Элохим – это форма мужского рода множественного числа существительного используется 2570 раз в Ветхом Завете, и его буквальный перевод — «боги» (Энциклопедия мормонизма «Элохим»). В то время как многие другие религии объясняют множественное число «Элохим» в Библии, как знак Божьего величия и полноты силы (говоря о Нём, как о Боге богов), Святые последних дней добавляют своё видение этого священного имени из Священных писаний и современных откровений, которые придают ему более глубокое значение. 

«Если мы возьмём еврейское слово Элохим, которое часто употребляют как имя Отца, корни этого имени относятся к силе и достоинству», — говорит Мартин Пулидо, соавтор исследовательского эссе УБЯ «Обзор исторических учений о Матери на Небесах». «В культурном отношении мы воспринимаем это как красивое мужское имя, которое мы приписываем Богу Отцу… Но насколько это точно? Элохим — это слово во множественном числе, позволяющее включать в себя несколько существ, таких как Отец и Сын и божество в целом».

Но может ли использование имени Элохим как множественного числа включать женское божество и ссылаться на нашу Небесную Мать?

Более пристальный взгляд на имя Элохим

Книга Авраама, которую Джозеф Смит начал переводить в 1835 году, стала жизненно важным инструментом для разъяснения учения о сотворении мира, плана спасения и того, как мы понимаем божество и наше отношение к Нему. В книге Авраама 4:27 мы читаем:

«И так Боги сошли, чтобы устроить человека по образу Своему, по образу Богов сформировать Им его, сформировать мужчину и женщину».

Здесь мы видим богов, создающих мир, а не единственного Бога или Отца. Кроме того уточнение «по образу Своему… мужчину и женщину» показывает, что женское начало было включено в этот момент творения, предполагая, что наша Небесная Мать, а также Отец и Сын помогли сформировать этот мир, наши тела и нашу природу.

Многие церковные руководители говорили об этом факте, в том числе Бригам Янг, который заявил в своем полугодовом выступлении на Генеральной Конференции 1876 года:

«Сражаясь в добром бою, мы будем готовы предать наши тела покою, чтобы дождаться утра воскресения, когда они выйдут и воссоединятся с верными духами, как сказано, чтобы получить венец, славу, бессмертие и жизни вечные… Тогда они станут богами, даже сынами Божьими; тогда они станут вечными отцами, вечными матерями, вечными сыновьями и вечными дочерями; будучи вечными в своей сути, они будут идти от славы к славе, от силы к силе, они никогда не перестанут расти и умножать миры без конца. Когда они получат свои венцы, свои владычества, тогда они будут готовы сформировать землю, подобную нашей, и населить людьми так же как мы рожденными (небесными) родителями» (Бригам Янг Journal of Discourses, 8 октября 1876 г.).

Президент Янг включил «вечных матерей» и «вечных дочерей» в число тех, кто будет устраивать землю,  и уподобил это тому, что происходило во время сотворения нашего мира, показывая как роль нашей Матери в сотворении, так и наш будущий потенциал.

Но как это отражается на нашем понимании слова Элохим?

Пулидо говорит: «Включает ли Элохим женское начало? Против этого утверждения я слышал, как люди говорят: «это мужеское существительное, поэтому оно используется для обозначения Отца и Сына». Но, если вы загляните в Библию, вы обнаружите стихи, подобные стихам в книге 3 Царств 11:5, где Соломон описывается как последователь «Астарты, божества Сидонского». Так вот, слово божество в этом стихе — это Элохим, и Астарта, как многие знают, была богиней женского плодородия, а, следовательно, слово Элохим может использоваться для обозначения женского пола.

Я думаю, ещё один показательный пример находится в описании сотворения у Авраама в книге Драгоценная жемчужина, где по образу Богов сформированы мужчина и женщина. Это же отражается в Библии, где имя для богов — Элохим. Поэтому я спрашиваю себя: почему Элохим не может относиться к Небесной Матери так же, как к Небесному Отцу?

Прекрасный смысл слова Элохим

Эндрю Скиннер, бывший декан религиозного образования в университете имени Бригама Янга, делится захватывающим пониманием смысла, заложенного в слове Элохим: «Некоторые современные ученые с высокой репутацией заняли иную позицию относительно значения слова «Элохим», особенно, когда оно встречается в сочетании с божественным именем Яхве (в английском языке Иегова) в тексте еврейской Библии.

Яхве считается каузативной формой глагола, означающего «быть, существовать», и означает буквально «Он будет». Таким образом, фраза Яхве Элохим (переводится как Господь Бог в версии Короля Иакова) будет означать буквально: «через него боги будут» Профессор Уильям Браунли, один из первых авторитетов в области свитков Мёртвого моря, утверждает, что библейская фраза, обычно переводимая, как «Господь Бог», может быть переведена как «он создает богов», т. е. «он создает членов божественного собрания» (Стать подобными Богу: свидетели нашего божественного потенциала).

Читая это объяснение в контексте книги Авраама 4:27 и идей Пулидо, давайте рассмотрим эти фразы, используя множественное число: «через них боги будут», и «они создают богов».

Такие титулы, как Элохим, Бог или Боги, теперь становятся ещё более значимыми, потому что они ссылаются на природу наших Небесного Отца и Небесной Матери, как единых божественных существ и создателей.

«Я думаю, что есть что-то целостное в том, чтобы иметь слово, которое их объединяет, потому что ни один из них не божественен без другого», — говорит Пулидо. «Это очень отличается от других древних религий пар женского и мужского. Например, в Египте были Осирис и Исида, в Ханаане были Эль и Ашера, в Греции — Гера и Зевс, где один являлся богом брака, а другой богом грома, или проявлял свою божественность в этой конкретной роли. В нашей религии Мать и Отец только вместе становятся богами брака и грома, помимо, конечно многих других вещей».

Как свидетельствовал старейшина Эраст Сноу, апостол Кворума двенадцати апостолов: «Если я верю всему, что Бог когда-либо говорил о Себе… я должен верить, что божество состоит из мужчины и женщины… Не может быть никакого Бога, кроме того, который состоит из мужчины и женщины, и нет и не будет во всей вечности, иного образа Бога» (Journal of Discourses, март 1878).

Та же логика, которая «обращает взгляд» на «О, Небесный мой Отец» Элизы Сноу, говорит нам, что без партнерства Отца и Матери у наших небесных родителей не было бы вечных духовных детей, которых они направляли бы и которыми бы руководили, то есть для их божественности требуется сотрудничество двух одинаково важных ролей и частей: Отца и Матери».

Что в имени

Хотя нет ничего неправильного в том, чтобы обращаться к Богу Отцу, используя термин Элохим, энциклопедия мормонизма напоминает нам: «обращение к Отцу, как к Элохиму является условным, если помнить, что в некоторых отрывках еврейской Библии название «Элохим» не относится исключительно к личности Бога-Отца. Менее двусмысленным термином для Бога-Отца в языке святых последних дней может стать «Аман» (см. Учение и Заветы 78: 15-20), которое, согласно словам старейшины Орсона Пратта, является именем Отца». 

Многие Святые последних дней желают знать имена наших Небесных родителей, и, хотя у нас есть много титулов для этих божественных существ, нынешние правила наименования иногда затмевают наше понимание имени и смысла, стоящих за ними. Из-за переводов и спустя время, как отмечает Пулидо, многие имена становятся «окаменелыми, звучащими на языке, не совсем понятном в его первоначальном значении».

Он продолжает:

«Имена, как и многие слова, имеют значение. Имена, используемые нами для различения людей, изменились. Возьмите самые ранние имена в английской истории, они были чисто описательными. У нас есть библейский пример Рахили, которая называет своего последнего сына, думая, что её первый сын Иосиф погиб, Бен-они, что означает «сын моей печали». Иаков называет его Вениамином, что означает «сын моей правой руки». Эти имена были очень описательными, и я должен остановиться и спросить себя: разве Небесная Мать не является описательным именем как таковым?».

Хотя существует множество имен для описания божества, бога, наших Небесных родителей и даже Иисуса Христа, мы должны помнить, что каждое из этих имен важно тем, как оно отражает грани божественного. Многие названия, которые церковные руководители используют для описания Небесной Матери — «мать Бога», «Богоматерь», «Вечная Мать», «Мать на Небесах» (Обзор исторических учений о Небесной Матери) — отражают Её божественность как самую важную роль, которую Она играет в нашей жизни: как духовной и вечной матери.

Как сказал старейшина Джеффри Холланд  в своем выступлении в УБЯ в 1988 году:

Из всех титулов, которые Он выбрал для себя, Отец — провозглашаемое наиболее часто, а творение — Его девиз, особенно сотворение человека, сотворение по Его образу. Его слава – не в горах, насколько бы потрясающими они не были. Не в море, не в небе, не в снегу, не в восходе солнца, как бы они не были прекрасны. Она не в искусстве или в технологиях, будь то концерт или компьютер. Нет, Его слава — и Его печаль — в его детях. Ты и я, мы — Его драгоценное имущество, и мы — земное доказательство, каким бы проблемным оно ни было, того, кем Он на самом деле является («Души, символы и таинства»).

То же самое верно и для нашей матери на Небесах. Хотя у нас может и не быть конкретного открытого имени для любого из наших Небесных родителей, мы говорим о них самые важные истины всякий раз, когда ссылаемся на их титулы: что они наши буквальные духовные родители, а мы сыновья и дочери Богов. Даже Христос, страдая в Гефсиманском саду, называл Бога «Авва» или «отец», подчеркивая Свою тесную связь с нашим Небесным Отцом.

Хотя понимание, что значения слов Элохим и Бог, могут включать обоих наших Небесных родителей, может повлиять на то, как мы читаем Священные Писания и поклоняемся в наших церквях и храмах, важно отметить, что церковные руководители просили нас обращаться с молитвой к Небесному Отцу, следуя примеру Иисуса Христа.

Важно также понимать, что познав, кто мы такие через понимание наших Небесных Родителей, мы обнаруживаем, что самые важные истины о них — это не Их титулы или имена, а наше понимание Их характеров и наше отношение к Ним. Всё, чему мы учимся, и что делаем, должно формировать нашу природу, чтобы стать более похожими на наших Небесных родителей. И единственный способ по-настоящему стать богами и богинями — это через нашего Спасителя Иисуса Христа, который не только показал нам путь, но и дал нам возможность получить вечную жизнь и возвышение.

Как сказал президент Даллин Х.Оукс, член Кворума двенадцати апостолов: «Наша система ценностей начинается с небесных родителей. Наше высшее стремление — быть похожими на них» (Даллин Оукс «Отступничество и восстановление», Лиахона, май 1995 г.).

Оригинал этой статьи был написан Danielle B. Wagner и был опубликован на сайте ldsliving.com под названием The Name of Heavenly Mother and Father: Insights That Might Change How You Read the Scriptures.

[Русский] ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.