Одиннадцатого сентября 1857 года на отряд повозок с эмигрантами из Арканзаса и Миссури, перевозившими стадо крупного рогатого скота в Калифорнию, было совершено нападение, в результате которого многие были убиты. Сегодня это происшествие известно как резня на Горных Лугах. Уже само по себе жестокое и трагическое происшествие противники мормонской Церкви используют для того, чтобы оклеветать мормонскую веру. Цель этой статьи не в оправдании действий виновных в этом событии, но в предоставлении верного исторического контекста и отделении фактов от обвинений.

Группа Бэйкера-Фэнчера

В июле 1857 года в Солт Лейк Сити прибыла группа Бэйкера-Фэнчера. Направлявшаяся в Калифорнию группа была организована в Арканзасе, другие присоединились к ней в Миссури. Они последовали по пути через Орегон к Соленому Озеру, где намеревались сократить путь, а затем направились на юг через Юту, чтобы закончить путешествие на Старом испанском пути. Ориентировочно в группе насчитывалось 120-140 мужчин, женщин и детей. Кроме этого они вели с собой сотни голов крупного рогатого скота, несколько лошадей, быков и мулов.

Война в Юте

В июле мормоны отмечали десятую годовщину со дня прибытия в долину Соленого Озера, а также находились в разгаре реформации, чтобы разбудить энтузиазм в начинающих проявлять апатию людях. Бригам Янг и апостол Джордж А. Смит были особенно известны своими зажигательными выступлениями. В этой атмосфере Бригам Янг получил известие о том, что президент Соединенных Штатов Джеймс Бьюкенен перерезал почтовое сообщение с Ютой и отправил туда недавно назначенного губернатора Алфреда Кумминга в сопровождении федеральных войск для “восстановления порядка”. В действительности порядок не был ничем нарушен, но несколько человек, в прошлом получивших назначение в Юту, ожесточились на мормонов ввиду того, что те голосовали блоком и были преданы Бригаму Янгу, которого президент Маллард Филлмор назначил территориальным губернатором. Вскоре после этого те люди вернулись на восток, вооруженные сфабрикованными докладами о государственной измене и мятежных действиях со стороны мормонов.

Республиканская партия потребовала немедленных ответных действий, на которые ответил президент США. У мормонов еще были свежи в памяти преследования, которым они подверглись перед наступлением десяти лет относительного покоя, и они поклялись, что больше не будут изгнаны из своих земель. Бригам Янг, губернатор и президент Церкви, объявил военное положение, вновь сгруппировал уже не действовавший к тому времени легион Наву и приготовился к войне с Соединенными Штатами. Он также обратился за помощью к соседним индейским племенам, утверждая, что мормонам и индейцам следует держаться вместе, чтобы избежать уничтожения от армии Соединенных Штатов.

Разногласия и обвинения

Мормонские поселенцы не уделяли особого внимания группе Бэйкера-Фэнчера, которая была одной из многих, проходивших через Юту каждый год, пока группа не достигла городка Филлмор, располагавшегося в 148 милях южнее Солт Лейк Сити. С этого момента от мормонов стало поступать множество жалоб на грубое и угрожающее поведение со стороны эмигрантов. Мормоны утверждали, что эмигранты из Миссури, называвшие себя “дикими кошками Миссури,” хвастались тем, что несколько лет назад принимали участие в изгнании мормонов из Миссури и Иллинойса и даже в убийстве Джозефа Смита и его брата Хайрума в тюрьме Картиджа. Еще один любимый всеми мормонами руководитель Парли Пратт был убит в Арканзасе несколькими месяцами раньше, и эмигранты из Арканзаса также хвастались своим участием в этом. Они угрожали, что после того как они прибудут в Калифорнию, они вернутся, чтобы помочь армии расправиться с мормонами. Были также слухи о том, что они отравили воду в ручье, в результате чего многие заболели, а несколько индейцев и один из поселенцев умерли.

Нельзя подтвердить достоверность этих слухов, но это говорит о том, что мормонские поселенцы чувствовали, что находятся под угрозой, также недавно узнав о наступлении армии и об угрозах, исходивших из газет в Калифорнии. Что бы ни подогрело разногласия между мормонами и эмигрантами, не было более опасного времени для этого. Для мормонов, уже находившихся на грани в ожидании возможной войны, связь между эмигрантами и убийством руководителей мормонской Церкви резня на Горных Лугах могла быть вызвана этими событиями.

Осада

В начале сентября эмигранты достигли Горных Лугов, горного пастбища неподалеку от Сидар-Сити, Юта (двести пятьдесят миль к юго-западу от Солт Лейк Сити), намереваясь там дать отдохнуть и пощипать траву своему стаду перед последним рывком через пустыню в Калифорнию. В то же самое время руководители милиции из Железного графства, получив отчеты и слухи об угрозах со стороны эмигрантов, вели переговоры о том, что может быть сделано в отношении этой группы. Первоначально, они разослали в ближайшие поселения курьеров с приказом оставить эмигрантов в покое, однако, мэр Исаак Хайт составил план, чтобы настроить против эмигрантов местных индейцев-паютов с Джоном Д. Ли в качестве их лидера.

Пятого сентября Ли отправился на исполнение этого плана. Степень участия в этом происшествии индейцев является предметом многочисленных споров. По утверждениям некоторых, они совсем не были вовлечены, но это были мормоны, замаскировавшие себя под индейцев. Другие утверждают, что индейцы уже были настроены агрессивно, а мормоны сдерживали их, пока не приняли окончательное решение. На собрании совета Железного графства, состоявшемся шестого сентября, мнения разделились. Исаак Хайт хотел приступить к немедленным действиям, но Лаван Моррилл в конце концов убедил его посоветоваться с Бригамом Янгом.

Утром в понедельник седьмого сентября Джеймс Хаслам отправился в Солт Лейк, чтобы узнать решение Бригама Янга. Курьеры были также отправлены к Ли с просьбой защитить эмигрантов от индейцев до окончательного решения, но было уже слишком поздно. Рано утром индейцы напали на лагерь эмигрантов на Горных Лугах, убив и ранив несколько из них. Эмигранты отразили нападение, также убив и ранив несколько нападавших, после чего началась осада, длившаяся четыре дня. К тому времени, когда курьеры прибыли на Горные Луга, Ли со свои отрядом уже ушел на юг, чтобы переночевать рядом с каньоном Санта Клара. Сообщение он получил лишь днем во вторник.

Противостояние продолжалось, но в среду ночью, девятого сентября, двое эмигрантов прокрались мимо индейских постов и поспешили в Сидар-Сити за помощью. По пути туда они встретили членов местной милиции, которые, как они думали, помогут им. Это подчеркивает тот факт, что у эмигрантов сложилось впечатление о том, что нападавшие не были из числа мормонов. Когда милиционеры поняли, кого они встретили, они напали на эмигрантов, убив одного из них, а другому удалось вернуться обратно в лагерь. Это событие запечатало судьбу группы Бэйкера-Фэнчера. В течение четырех лет мормоны из южной Юты жили среди слухов о том, что жители Калифорнии придут и сметут их с лица земли. Этот страх, страх надвигающейся войны и гнев, вызванный поведением эмигрантов, переполнили чашу их терпения.

Они думали, что сбежавший эмигрант расскажет остальным, что они сражались не против индейцев, а против мормонов, и что если сейчас они позволят им достичь Калифорнии, те несомненно возбудят там смуту среди толпы. Десятого сентября Джеймс Хаслам прибыл в Солт Лейк Сити и передал послание Бригаму Янгу. В тот же день Хаслам отправился обратно с ответом Янга оставить эмигрантов в покое (копия этого письма до сих пор хранится в архивах Церкви). В этот же день Ли послал сообщение в Сидар Сити в ожидании дальнейших приказаний. Их результатом стало то, что осталось в памяти многих как резня на Горных Лугах.

Резня на Горных Лугах

Утром одиннадцатого сентября от пятидесяти до шестидесяти членов местной милиции уже находились на Горных Лугах. В лагерь был отправлен парламентер, навстречу которому вышел м-р Гамильтон. Побеседовав с ним, Ли предложил эмигрантам сдать все оружие, пообещав, что тогда индейцы оставят их в покое, а мормоны обеспечат им безопасный переход в Сидар-Сити, откуда они смогут возобновить путь в Калифорнию. Не имея много оружия и страдая от недостатка отдыха, с несколькими убитыми и с еще большим количеством, страдающих от ран, эмигранты приняли это предложение. Их оружие сложили в одну повозку, а в другую сложили раненых.

Они отправились в путь шеренгой – повозки, женщины и дети, а затем мужчины. Каждого мужчину сопровождал член милиции, шагавший справа от него. Когда они дошли до небольшой дубовой и кедровой рощи, руководитель отряда дал сигнал, означавший “исполните свой долг!” Каждый из милиционеров повернулся к сопровождаемому им эмигранту и выстрелил в него. Также последовала атака прятавшихся за деревьями индейцев. Нескольким удалось скрыться от первого нападения, но они были преследуемы и убиты. Нападавшие пощадили жизни лишь женщин и детей. Согласно документам, их насчитывалось около семнадцати.

Последствия

Джейкоб Хаслам передал Исааку Хайту ответ Бригама Янга тринадцатого сентября, опоздав на два дня. Джон Д. Ли позднее был отправлен в Солт Лейк Сити для доклада о происшедшем Бригаму Янгу. Местные руководители сначала представляли инцидент как нападение индейцев. В течение следующего года никакие меры не предпринимались по этому поводу из-за прибытия армии и нового губернатора. Когда белые поселенцы оказались вовлеченными в доказательства и обвинения, Бригам Янг обратился к новому губернатору Куммингу с просьбой о расследовании. По мнению Кумминга, любой акт, совершенный белыми людьми, оправдывался как результат амнистии, данной президентом Бьюкененом в июне 1858 года во время войны в Юте. Поэтому расследование было отложено.

Современниками было написано несколько статей, включая документальное произведение Марка Твена Roughing It, но подобно любым другим вопросам в отношении мормонов, это событие также был представлено необъективно, и большинство статей в любом случае в той или иной мере искажают факты. Возможность критиков мормонской Церкви описать события в таких деталях представляется весьма сомнительной, поскольку в живых остались только маленькие дети, а участники нападения явно не желали говорить об этом.

Многие люди в Арканзасе были взбешены происшедшим, тем самым дав толчок к полному федеральному расследованию инцидента. Однако начавшаяся через несколько лет гражданская война заставила на некоторое время забыть о случившемся, до тех пор пока в 1870-х годах вопрос снова не был поставлен на повестку дня. К тому времени со дня резни на Горных Лугах прошло уже пятнадцать лет, нравы поутихли, а большинство доказательств исчезли. Независимо то того, были ли виноваты участники нападения или нет, мормоны объединились для их защиты. Когда началось расследование, это было весьма трудно для обвинителей привести доказательства, особенно учитывая тот факт, что в суд присяжных входили мормоны. После двух судебных заседаний Джон Д. Ли был обвинен в участии в инциденте и приговорен к смерти. Он был казнен и похоронен в городе Пэнгвитч, Юта, в 1877 году. Он был единственным, кто был привлечен к суду и осужден за участие в резне на Горных Лугах.

Недавние события

Многие годы резня на Горных Лугах была табу среди мормонов. Многие считали, что будет лучше стереть из памяти это трагическое событие. В 1962 году Хуанита Брукс, член мормонской Церкви, впервые за несколько десятилетий подняла вопрос об инциденте в своей книге Резня на Горных Лугах. В ней она прояснила многие недоразумения и честно изложила все факты. Мормонская Церковь не одобрила, но и не осудила ее произведение. Еще до этого, в начале двадцатого века, эта темя была затронута историком мормонской Церкви Б. Х. Робертсом, но лишь недавно она стала предметом горячих дебатов. В 1999 году был открыт новый монумент в память о жертвах резни на Горных Лугах, что, наряду с появлением Интернета, могло стать фактором, послужившим возрождению интереса к происшедшему в 1857 году событию. В наши дни его используют в качестве основной атаки на мормонскую Церковь, чтобы подорвать репутацию мормонской веры.

В двух недавно вышедших книгах вся вина возлагается на Бригама Янга (несмотря на то, что Джон Д. Ли осудил Бригама Янга и ряд других вовлеченных в это людей за то, что те выделили именно его, он отстаивал невиновность Бригама Янга в резне). Темой произведений Blood of the Prophets (Кровь пророков) и American Massacre (Американская резня), написанных Уиллом Бэйгли и Сэлли Дентон, является вина Бригама Янга. Историки мормонской Церкви Глен Леонард, Ричард Терли и Роналд Уокер в настоящее время работают над завершением своей книги, утверждая, что она станет объективным отражением темы, благодаря используемым ими историческим документам мормонской Церкви, к которым ранее не было доступа. Это служит еще одним доказательством нескончаемой полемики, которую вызвала резня на Горных Лугах. Как и большая часть информации, доказательства весьма противоречивы, тогда как факты служат в защиту тех, в чьем распоряжении они находятся. Вне сомнений однако остается тот факт, что члены группы Бэйкера-Фэнчера были хладнокровно убиты, и виновники предстанут на суд Божий за свои дела.    

Церковь мормонов и многие из потомков убитых сотрудничают друг с другом, чтобы восстановить добрые отношения между обеими сторонами этого трагического события. Для этих целей была создана Ассоциация Горных Лугов.